Гомофония

И. С. Бах. ХТК, т. I, фуга B-dur 315

После одноголосного изложения темы в верхнем голосе следует ее повторение (имитация) в другом голосе, сопровождаемое контрастным противосложением. Голос, вступающий третьим, сопровождается уже двумя контрастными противосложениями, каждое из которых представляет собой вполне самостоятельную мелодию.

 

Другой тип развитого многоголосия — гомофония* [От греч. homos — равный, phone — звук.] или гомофонный склад. Гомофония основана на том или ином выделении главного голоса (обычно верхнего), при котором остальные голоса играют вспомогательную роль, складываясь в гармоническое сопровождение. Среди многообразных форм гомофонной фактуры можно выделить две наиболее характерные. Первая отличается ритмическим несовпадением главного голоса и сопровождения. Она ведет свое начало от фактуры песенно-танцевальной музыки, в которой, в свою очередь, можно различить три разных по своему значению пласта:

316 Allegro di Marcia Ш. Гуно. Oп. «Фауст», Хор солдат

Эти три фактурных пласта представлены мелодией (в верхнем голосе), басом (нижний голос) и аккордами сопровождения (образуемыми средними голосами). Одна из часто встречающихся разновидностей этого типа фактуры представляет собой то же, но с разложенными аккордами (то есть с гармонической фигурацией):