Альтерация как вид хроматизма

Andante espressivo Э. Григ. Баллада op. 24

 

Хроматически измененные звуки (ступени лада) нередко называют также альтерированными (слово «альтерация» означает изменение»), и хотя в общем-то это действительно явления одного и того же порядка, тем не менее термин «альтерация» обычно понимается в более узком смысле.

Альтерацией называется полутоновое обострение существующих в ладе целотоновых тяготений.

Следовательно, во-первых, альтерироваться могут лишь неустойчивые диатонические ступени лада, отстоящие от смежного с ними устойчивого звука на интервал большой секунды; во-вторых, альтерированная ступень (в отличие от диатонической) не может иметь разнонаправленных тяготений, даже если она находится между двумя устойчивыми звуками.

Итак, возможны следующие альтерации неустойчивых ступеней лада:

в мажоре — II ступень может и повышаться и понижаться

IV ступень может только повышаться,

VI ступень может только понижаться;

в миноре — II ступень может только понижаться,

IV ступень может и повышаться и понижаться,

VII ступень может только повышаться.

Каждая из этих измененных — повышенных или пониженных — ступеней будет тяготеть лишь в одну сторону — в направлении произведенной альтерации.