Септаккорды лада

II (VII 6) T II (VII 6) T6

В целом же разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.

 

Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.

Таблица септаккордов мажорного лада

Виды септаккордов На каких ступенях строятся
в натуральном мажоре в гармоническом мажоре в мелодическом мажоре
б. маж. 7-акк. I. IV I нет
м. маж. 7-акк. V V I, VII^
б. мин. 7-акк. нет IV IV
м. мин. 7 акк. II, III, VI III V
м. 7-акк. с ум. 5 VII II II, III
ум. 7-акк. нет VIIг нет
ув. 7-акк. нет VI VI

Таблица септаккордов минорного лада

Виды септаккордов На каких ступенях строятся
в натуральном миноре в гармоническом миноре в мелодическом миноре
б. маж. 7-акк. III, VI VI нет
м. маж. 7-акк. VII Vг IVм, Vг
б. мин. 7-акк. нет Iг Iг
м. мин. 7-акк. I, IV, V IV IIм
м. 7-акк. с ум. 5 II II VI , VII
ум. 7-акк. нет VII нет
ув. 7-акк. нет IIIг IIIг

Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:

а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;

б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:

малый мажорный септаккорд — на V ступени,

малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,

уменьшенный септаккорд — на VII ступени;

эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;

в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.

Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях. Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).