Ладовое положение и разрешение аккордов
Tendrement Д. Мийо. Романс
Уменьшенные децимаккорды
ум. VII10/4 (Es-dur) ум. VII10/4 (Es-dur) ум. VII10/4 (es-moll)
ум. II10/4 ум. IV 410/4 ум. II 410/4
Примечание: В приведенном примере второй аккорд по звучанию энгармонически равен секундаккорду малого минорного септаккорда.
В современной музыке аккорды с квартовой структурой встречаются, довольно часто как в основном виде, так и в обращениях, Например:
m.g. (10/4)
215 [Moderato] С. Вольфензон. В Древней Руси
216 Lento Г. М. Вагнер. Балет «После бала»
Консонирующие аккорды, которыми являются большие и малые трезвучия и их обращения, будучи взятыми изолированно (то есть вне какой-либо конкретной тональности), не имеют определенного функционального значения и поэтому не требуют никакого разрешения: в акустическом отношении они звучат устойчиво в силу своей консонантности.
Все остальные аккорды, в целом представляющие собой различные диссонирующие комплексы (уменьшенные и увеличенные трезвучия с обращениями, септаккорды с обращениями и т.д. ), оказываются неустойчивыми и поэтому всегда требуют, своего разрешения, то есть перевода в устойчивое созвучие (аккорд). В условиях семиступенного мажорного или минорного лада и конкретной тональности таким устоем, как известно, является только тоническое трезвучие.
На каждой из ступеней мажора или минора могут быть построены любые виды аккордов — трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д., но их функциональное значение и внутреннее строение будут зависеть, от самого лада и его структуры. Следовательно, в условиях семиступенной диатоники в мажоре или миноре какого-либо определенного вида могут иметь место семь трезвучий, семь септаккордов, семь нонаккордов (и т.д. ), различных по своему местоположению, ладовой функции и интервальной структуре.