Малый децимаккорд большие децимаккорды

Dans la sonorite du debut К. Дебюсси. Затонувший собор

Обращения квартового септаккорда (их цифровые обозначения указаны ниже в скобках) будут называться следующим образом:

первое обращение — квартквинтаккорд (5/4), строится на кварте;

второе обращение — секундквинтаккорд (5/2), строится на септиме.

211

м. 7/4 м. 5/4 м. 5/4

Если к квартовому септаккорду прибавить еще одну кварту сверху, то получится четырехзвучный аккорд с квартовой структурой, называемый квартдецимаккордом — по интервалу, образуемому между крайними звуками (обозначается цифрами 10/4). Квартдецимаккорды тоже бывают малыми и большими — в зависимости от тоновой величины децимы. Малые квартдецимаккорды строятся только по чистым квартам, большие же имеют в своем составе одну увеличенную кварту (тритон) и две чистых кварты (в любом чередовании):

II10/4 (C-dur), S10/4 (a-moll) D10/4 (G-dur) T10/4 (D-dur) S10/4 (A-dur)

VI10/4 (F-dur), t10/4 (d-moll)

III10/4 (B-dur), d10/4 (g-moll) VIIН10/4 (e-moll) III10/4 (h-moll) VI10/4 (fis-moll)

VII10 (Es-dur), II10/4 (c-moll)

Если вместо увеличенной кварты взять уменьшенную кварту, то получится уменьшенный квартдецимаккорд, так как между крайними звуками образуется интервал уменьшенной децимы. Однако вследствие ее энгармонического равенства с большой ноной звучание данного комплекса в целом будет восприниматься на слух как большой нонаккорд со смешанной кварто-терцовой интервальной структурой (уменьшенная кварта, как известно, энгармонически равна большой терции):