Б. 9 - акк. с ув. 5 ув. 9 - акк. с ув. 5 ув. 9 - акк. с ч. 5

Нонаккорды с увеличенной квинтой и увеличенной ноной

Б. 9 - акк. с ум. 5 м. 9 - акк. с ум. 5 м. 9 - акк. с ум. 7

Нонаккорды с уменьшенной квинтой

Б. 9 - акк. с ум. 5 м. 9 - акк. с ум. 5 м. 9 - акк. с ум. 7

Минорные нонаккорды

Б. маж. 9 - акк. с б. 7 б. маж. 9 - акк. с м. 7 м. маж. 9 - акк. с б. 7

Как и у любого другого аккорда, у нонаккордов тоже есть свои обращения (их всего четыре), которые, правда, довольно редко применяются в творческой практике композиторов. Однако в произведениях некоторых композиторов (например, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси) нонаккорды используются весьма широко и не только в основном виде, но и в обращениях. Тем не менее до сих пор обращения нонаккордов не получили общепринятых наименований и обозначений. В целях восполнения этого пробела ниже предлагаются следующие наименования и система их обозначений:

первое обращение нонаккорда, строящееся на терцовом тоне, называется терционаккордом и обозначается дробным выражением 9/3;

второе обращение, строящееся на квинтовом тоне, называется квинтнонаккордом и обозначается дробным выражением 9/5;

третье обращение, строящееся на септиме аккорда, называется септнонаккордом и обозначается дробным выражением 9/7;

четвертое обращение, строящееся на звуке ноны, называется ноннбнаккордом и обозначается дробным выражением 9/9

При использовании обращений нонаккорда необходимо иметь в виду, что для более полноценного звучания нона и основной тон должны находиться в разных октавах и не могут отстоять друг от друга на интервал секунды. Расположение остальных звуков может быть свободным, однако желательно избегать при этом секундовых сопряжений между аккордовыми тонами. Например:

202

б. (м.) 9/3 б. (м.) 9/5 б. (м.) 9/7 б. (м.) 9/9