Призрак Графини
А) 6)
Условной тоникой уменьшенного лада является уменьшенный септаккорд (в приведенном примере — до — ми — соль (фа ) — си (ля); остальные звуки лада, также располагающиеся по уменьшенному септаккорду, являются как бы вводными тонами к «тоническим» звукам.
Звукоряд тон — полутон часто называют гаммой Римского-Корсакова, так как он часто используется в музыке этого композитора Однако его можно найти и в произведениях других композиторов (например, Чайковского, Листа и других).
В русской музыкальной классике увеличенный и уменьшенный лады используются, главным образом, при характеристике нереальных, фантастических, сказочных персонажей. В опере Глинки «Руслан и Людмила», например, элементы увеличенного лада связаны с характеристикой Черномора, а в опере Чайковского «Пиковая дама» — с характеристикой призрака графини:
170 [Andante non tanto] П. Чайковский. On. «Пиковая дама», к. V
Характерная речитация на одном звуке в сочетании с увеличенным ладом (изложенная крупными длительностями целотонная нисходящая гамма, а также гармония увеличенного трезвучия) создают впечатление нереального, фантастического образа.
В следующем примере — образец уменьшенного лада:
171 [Allegretto vivo] Н. Р. -Корсаков. Оп. «Садко», к. 6
И здесь, как и в предыдущем примере, искусственное ледообразование — уменьшенный лад — использовано в связи с характеристикой нереального, фантастического персонажа — Морского Царя.