Татарская народная песня

Минорная пентатоника

Мажорная пентатоника промежуточные виды

Пентатонику можно обнаружить в древнейших образцах фольклора самых различных народов. Характерны эти лады и для современной музыки народностей, населяющих Среднее Поволжье — татар, башкиров, чувашей, марийцев; распространена пентатоника и в некоторых странах Востока — например во Вьетнаме, Китае.

Пентатоника в русской народной песне встречается относительно редко, главным образом в старинных образцах. Наиболее своеобразны я типичны так называемые три хорды, представляющие собой трехзвучные попевки, образованные малой терцией и большой секундой в объеме чистой кварты:

154 и т.п.

В приведенном ниже примере отмечены трихордные попевки:

155 Русская народная песня «Не было ветру»

Другие неполные диатонические ладовые образования могут включать в себя еще меньшее число звуков. Так, например, звукоряд лада русской народной песни «Идет коза рогатая» состоит всего из трех звуков:

156

В этом примере ладовая основа ограничена тоникой, III и IV ступенями. Ладовый звукоряд следующей песни тоже ограничен тремя ступенями — тоникой, II и III:

157 Русская песня «Ходит зайка серенький»

Очень характерен для народной песни ладовый звукоряд, представляющий собой заполненный диапазон большой или малой терции с добавленной квартой снизу:

158

159 Русская народная песня «А и густо на березе листье»

Такие неполные диатонические звукоряды, очевидно, предшествовали более полным, в том числе семиступенным. В них не всегда можно найти важнейший признак диатоники — кварто-квинтовую координацию тонов. Однако любые малоступенные ладовые образования являются диатоническими, если в их состав входят только диатонические интервалы.