Группировка длительностей в вокальной музыке

Poco meno allegro e rubato H. Мясковский. Соната № 1, финал

Moderato assai

Moderate assai ed espressivo H. Мясковский. Соната № 1

60 [Andante non tanto] П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV

fff

Вокальная музыка, как правило, бывает связана со словесным текстом, и это обстоятельство неизбежно сказывается как на фразировке вокальной мелодии, так и на правилах группировки ритмических длительностей в вокальных произведениях. Правила группировки в вокальной музыке в основном сводятся к следующему:

1) Если на данный слог текста приходится лишь один звук, то эта нота, какой бы длительности она ни равнялась, не группируется с другими нотами и записывается отдельно. Например:

62 Vivace assai М. Глинка. Оп. «Руслан и Людмила», Рондо Фарлафа.

2) В тех случаях, когда один слог текста распевается на двух и более звуках, все ноты, приходящиеся на данный слог, объединяются, как правило, в одну группу общим ребром (вязкой) и, кроме того, непременно охватываются лигой:

63 Adagio Н. Р.-Корсаков. Оп. «Садко», к. II

Распевание слогов на нескольких (трех и более) звуках особенно характерно, в частности, для русских народных протяжных песен: