Группировка длительностей в вокальной музыке
Poco meno allegro e rubato H. Мясковский. Соната № 1, финал
Moderato assai
Moderate assai ed espressivo H. Мясковский. Соната № 1
60 [Andante non tanto] П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV
fff
Вокальная музыка, как правило, бывает связана со словесным текстом, и это обстоятельство неизбежно сказывается как на фразировке вокальной мелодии, так и на правилах группировки ритмических длительностей в вокальных произведениях. Правила группировки в вокальной музыке в основном сводятся к следующему:
1) Если на данный слог текста приходится лишь один звук, то эта нота, какой бы длительности она ни равнялась, не группируется с другими нотами и записывается отдельно. Например:
62 Vivace assai М. Глинка. Оп. «Руслан и Людмила», Рондо Фарлафа.
2) В тех случаях, когда один слог текста распевается на двух и более звуках, все ноты, приходящиеся на данный слог, объединяются, как правило, в одну группу общим ребром (вязкой) и, кроме того, непременно охватываются лигой:
63 Adagio Н. Р.-Корсаков. Оп. «Садко», к. II
Распевание слогов на нескольких (трех и более) звуках особенно характерно, в частности, для русских народных протяжных песен: