Развитие мирового информационного пространства

 

Проблемы строительства информационного общества на государственном уровне впервые стали обсуждаться в США, в конце 60-х — начале 70-х гг. прошлого века. Поводом для обсуждения этих вопросов послужили исследования американских специалистов, направленные на изучение роли и значения информационных секторов в экономике государства и перспектив их применения в других сферах. Заметной вехой в развитии теории и практики информационного общества стал известный доклад вице-президента США А. Гора в 1993 г. В нем он впервые использовал термин «информационная супермагистраль».

Годом позже на конференции Международного союза телекоммуникаций Гор уже говорил о глобальной информационной инфраструктуре, утверждая следующее:

• весь мировой потенциал науки, литературы и искусства будет сосредоточен не только в библиотеках и музеях, но и в виртуальном пространстве Интернета;

• учебные заведения и преподаватели будут доступны всем желающим, независимо от расстояния, географических условий и финансовых возможностей;

• в интерактивном режиме станут доступны практически все социальные и медицинские услуги;

• любой человек, имеющий специальные навыки, получит возможность полноценно работать в соответствующей области через электронные магистрали, а также сможет получать государственную информацию, обращаться в банк, магазин и т.д. непосредственно из своего дома;

• наконец, бизнес-структуры будут обмениваться информацией электронным путем, тем самым улучшая качество предоставляемых услуг и снижая объем бумажного документооборота.

Примерно в это же время страны Евросоюза, стремясь сохранить лидирующие позиции на мировой арене и не желая отставать от США, достигших значительных успехов в своем экономическом развитии за счет применения новейших интернет-технологий, подключились к анализу проблем и перспектив построения информационного общества. Этому немало способствовали сложившиеся в Евросоюзе благоприятные условия для формирования нового типа общества. В первую очередь, к ним относится развитая информационная инфраструктура: более 90% семей на территории ЕС имели к тому времени дома телефоны и телевизоры, активно развивались и находили свое применение услуги кабельных сетей. Поэтому в докладе КЕС «Рост, конкурентоспособность, занятость — вызовы XXI в. и пути в него» (1993 г.) уже с полным основанием говорилось о значительном потенциале информационного сообщества, способствующем стабильному развитию государств Евросоюза. В частности, отмечалось увеличение рабочих мест, рост конкурентоспособности производства и, как следствие, улучшение качества жизни граждан.

В докладе также подчеркивалось, что успешное развитие Сообщества европейских государств непосредственно зависит от скорейшего внедрения в жизнь новейших информационно-коммуникационных технологий. Годом позже руководители Евросоюза определили задачу построения общества знания как наиболее приоритетную. Так, Европейский Совет поручил группе «выдающихся лиц» (prominent persons) подготовить доклад о планах и перспективах развития информационного общества и предложить конкретные пути их реализации. Соответствующий документ — «Рекомендации Европейскому Совету: Европа и глобальное информационное общество» впоследствии был назван Докладом Бангеманна (по фамилии комиссара ЕС Мартина Бангеманна, возглавившего группу его авторов) и призывал к либерализации телекоммуникационного хозяйства в странах ЕС с целью повышения его эффективности.

По мнению авторов доклада, успешное вступление Европы в глобальное информационное общество требует от правительств европейских стран установления «новых правил игры» и строгого надзора за их соблюдением. Авторы считали, что основой информационного общества, его технологической инфраструктурой должны стать широкополосные линии связи, мобильная телефония, спутниковая связь, цифровые сети интегрированных услуг (ISDN) и т.д. Большую часть финансирования информационной инфраструктуры предлагалось возложить на частный сектор, обеспечивающий конкурентоспособность производимых услуг.

По мысли авторов доклада , перейти к обществу знаний можно с помощью следующих информационных технологий и практик:

1) дистанционного образования, точнее, электронного обучения, связывающего университеты и исследовательские центры в Сети;

2) телеработы; речь идет о работе на дому все большего числа работников и расширении соответствующих специальностей;

3) новых услуг для предприятий среднего и мелкого бизнеса (видеоконференций, электронной почты и т.п.);

4) электронной торговли и в целом всей электронной экономики, которая не ограничивается только торговлей;

5) компьютерного управления транспортными услугами, компьютерного контроля за различного рода сообщениями: воздушным, наземным, подземным, космическим и пр.;

6) компьютерных сетей в социальной сфере и в сфере здравоохранения, сфере коммуникаций;

7) трансевропейской сети национальных и муниципальных административных органов и супермагистралей;

Одновременно были указаны и основные проблемы, связанные с развитием информационных технологий: в первую очередь, необходимость защиты авторского права и интеллектуальной собственности, а также обеспечение приватности частной жизни и личной информации. Нельзя не отметить, что обозначенные проблемы с каждым годом становятся все актуальнее.

В июле 1994 г. в рамках КЕС был разработан и конкретный план действий Евросоюза в этом направлении, который получил название «Европейский путь в информационное общество». Следующим большим шагом на пути строительства глобального информационного общества стала конференция стран «Большой семерки» в Брюсселе (с 24 по 26 февраля 1995 г.). Характерно, что в ней принимали участие не только министры и делегации стран — членов «семерки», но и крупные ученые, а также лидеры мирового бизнеса в области информационно-телекоммуникационных и развлекательных технологий (представители фирм ICL, Time Warner, Walt Disney, SEGA Enterprises, Silicon Graphics, Apple ComputerSiemens, British Telecom и др.).

В докладах на Брюссельской конференции подчеркивалось, что инновационные технологии стали пусковым механизмом качественно новой научно-технической революции, открывшей новую — информационную — эру человечества. В информационном обществе радикально меняются как система отношений между людьми, так и сами его организационные структуры. Последние должны стать более гибкими и менее централизованными, тогда в корне изменится вся система социально-экономических и политических отношений. Формирование глобальной информационной инфраструктуры, глобальной сети посредством Интернет рассматривалось в качестве одной из наиболее важных задач, требующих решения в обозримом будущем.

По мнению участников конференции, создание информационного общества должно привести к упрочению и дальнейшему развитию демократических ценностей, к повышению уровня благосостояния граждан и их социальной интеграции. Оно также будет способствовать сохранению культурных ценностей и доступу к ним всех слоев населения, установит баланс между нациями и государствами в социальном и экономическом прогрессе и, разумеется, обеспечит рост экономической и социальной эффективности производства.

Кроме этого, в рамках Брюссельской встречи отмечалась необходимость трансформации национальных информационных сетей в глобальную информационную инфраструктуру в целях дальнейшего развития международного сотрудничества в самых разных областях жизнедеятельности. Применительно к экономическим вопросам это означает стимулирование инвестиций и снижение цен на предоставляемые услуги посредством развития механизмов открытой конкуренции. Следует отметить, что еще в ноябре 1994 г. членами Евросоюза была достигнута договоренность по вопросу о полной либерализации телекоммуникационной инфраструктуры и рынка соответствующих услуг к 1 января 1998 г. Таким образом, к началу 1998 г. большинство стран «семерки» освоили сектор спутниковых, мобильных и других телекоммуникационных услуг. Исключение составляла сфера телефонии, однако и в ней отдельные страны достигли внушительных результатов.

Страны Евросоюза согласились в том, что современное общество не может полноценно развиваться только на основе традиционных телефонных сетей, а существующие на данный момент режимы регулирования для различных информационных технологий становятся все менее эффективными. Поэтому для дальнейшего развития общества знаний в информационные инфраструктуры необходимо привлекать значительные инвестиции. В ходе данной конференции были сформулированы также принципы развития названного общества. К их числу относятся: создание условий для обеспечения универсального доступа к информационным услугам, поддержание культурного и языкового разнообразия в информационных сетях, признание необходимости международного сотрудничества с учетом особых интересов развивающихся стран. Были определены и основные пути реализации вышеперечисленных принципов, а именно: международное сотрудничество в области инновационных разработок, развитие глобальных рынков компьютерных сетей и информационно-коммуникационных услуг, а также техническое оснащение работы в данных сетях. При этом особый акцент был сделан на предоставление гарантий информационной безопасности личности, анализ и прогнозирование возможных социально-экономических и иных последствий развития информационного общества. Таким образом, можно констатировать, что после Брюссельской конференции государственная политика участников стала определяться, в первую очередь, на трансевропейском, а не на локальном уровне, как это было еще в конце 80-х — начале 90-х гг.

Напомним, что когда-то развитие системы дорог и судоходства привело к формированию всемирного торгового рынка. Появление новых средств коммуникации, таких, как радио или телефон, обусловило возможность развития транснациональной индустриальной экономики. Сейчас можно сказать, что залогом успешного развития современной экономики и всего общества стала глобальная система транснациональной телекоммуникации. Как уже отмечалось, сегодня основной объем информации передается через телефонные и кабельные линии, спутники, мобильную и беспроводную связь, а также посредством использования других способов коммуникации. В связи с этим встает вопрос о технологической близости еще недавно разных секторов информационной индустрии: телекоммуникационного, компьютерного и собственно СМИ. В этом отношении можно говорить о том, что принципиально новой чертой информационного общества (начиная со второй половины 90-х гг. XX в.) стала конвергенция технологий, которые связаны с созданием, обработкой и трансляцией информационных потоков.

Например, цифровое кодирование как основа компьютерных технологий затем перешло в сферу телекоммуникации и, несколько позднее, в телевещание, что сделало необходимым сведение потоков цифровой информации, циркулирующих в этих секторах, в единый информационный поток. Одним из результатов данного процесса стало кардинальное изменение общественного мнения по отношению к задачам и функциям СМИ и телекоммуникаций. Если раньше основными задачами вещания считались просвещение и развлечение, а телекоммуникации выступали средствами государственной и предпринимательской деятельности, то в настоящее время их «специализация» заметно стирается.

С другой стороны, разнообразие каналов получения информационных продуктов открыло принципиально новые возможности для телезрителей. И это понятно. Если раньше телевизионная аудитория была единой и терпеливо потребляла предлагаемое ей «содержание», то теперь она разбивается на определенные группы, которые имеют собственные информационные потребности и привычки. Интерактивность новых медийных источников дает аудитории уникальную возможность не только выбора содержания, но и участия в создании новых информационных продуктов, что, несомненно, стимулирует ее интерес к получению информации в целом.

Симптоматичным в этом плане является изменение отношения политиков к трансформациям, происходящим в сфере СМИ. Их политический лексикон пополнился новыми понятиями, такими, как «цифровая демократия», «электронное правительство», «электронное гражданство» и рядом других. Кроме того, все более активно используются информационно-коммуникационные технологий в работе государственных органов. Это весьма важно, так как позволяет более эффективно решать общегосударственные задачи, в первую очередь, демократизировать сам государственный аппарат и сделать его информационно открытым и «прозрачным» для населения. Для этого создаются информационные массивы с государственной статистикой и сводами законов. Государственные ведомства организуют работу соответствующих сайтов в Интернете и т.д. С другой стороны, применение новых технологий позволяет качественно усовершенствовать деятельность государственных органов и структур.

Таким образом, внедрение в процесс взаимодействия общества и государства новых информационно-телекоммуникационных технологий способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего развития демократии и свободы рынка, большей информационной независимости личности и повышению контроля за деятельностью государственных органов как со стороны других ветвей власти, так и со стороны СМИ и простых граждан.

Как мы отмечали выше, процесс создания информационного общества протекает на фоне обострения старых и появления новых проблем, которые настоятельно требуют своего скорейшего разрешения. К их числу, в первую очередь, относятся: цифровой разрыв между странами и регионами; защита национального языка и культурного наследия отдельных народов; борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями, охрана интеллектуальной собственности, а также вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях, которые становятся все более актуальными. Постоянные изменения происходят и в самой информационной сфере. Например, видеоконференции стали доступным видом телекоммуникационного сервиса, что открыло новые возможности большому числу людей и изменило состав пользователей, к которым присоединились активные члены научного и образовательного сообществ. В свою очередь, это повлияло на предъявляемые к данному виду сервиса технологические требования. В настоящее время видеоконференции рассматриваются как элемент общей системы компьютерного обеспечения деятельности территориально распределенных групп.

Резюмируя, можно сказать, что вторая половина 90-х гг. характеризуется радикальными сдвигами в развитии нового информационного общества. Глобальная информационная эволюция затронула все без исключения сферы жизнедеятельности общества: науку, культуру, политику, частности, международные отношения, экономику и т.д. Важнейшей частью национального и общемирового достояния становятся информационные ресурсы. Так, уже сейчас можно говорить о том, что в рамках информационного общества формируется экономика нового типа. Таким образом, информационная эволюция предоставляет людям качественно новые возможности во всех сферах их деятельности.

Одновременно человечество сталкивается и с новыми, до этого неизвестными проблемами. О некоторых из них уже говорилось выше. Дополнительно хотелось бы отметить цифровое неравенство, необходимость правового регулирования сети Интернет, защиту интеллектуальной собственности и частной информации, проблему неконтролируемого психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание, а также задачу налогообложения электронной коммерции. Очевидно, что без их решения невозможно дальнейшее успешное развитие информационного общества.

Заметим, что термин «цифровое неравенство» впервые был использован в США в контексте обсуждения вопросов неравномерного доступа к новым информационным технологиям в рамках страны и в масштабе международного сообщества. Нельзя не заметить, что современное общество разделено по признаку: наличие/отсутствие у человека компьютера или навыков работы на нем. Появился новый вид грамотности, компьютерной, без овладения которой практически невозможно получить высокооплачиваемую и престижную работу, воспользоваться новыми качественными услугами — одним словом, быть успешным человеком. Что касается правового регулирования сети Интернет, очевидно, что оно требует не только государственного, но и общественного участия. В последнее время в некоторых странах были сформированы общественные и правительственные структуры, направленные на разработку своеобразных кодексов «инфоэтики» и проектов соответствующих и других законов.

В целом, проблема «вмешательства сверху» в жизнь сети представлена двумя моментами. С одной стороны, государственное регулирование Интернета должно быть сведено к минимуму, так как любое ограничение сверху будет негативно сказываться на его развитии. По мнению американских специалистов, Интернет должен оставаться «саморегулируемым», в первую очередь, в области содержания сайтов. Ответственность владельца сайта должна сводиться к указанию целевой аудитории предлагаемых им информационных услуг и программ (с целью предупреждения определенных категорий пользователей о потенциальном вреде для них тех или иных информационных единиц). Для оповещения граждан о содержимом информационного продукта могут использоваться специальные ярлыки. Кроме того, по мнению сторонников такого либерального подхода, все попытки просеивать содержание информации в Интернете в любом случае обречены на неудачу. В первую очередь, это связано с огромным объемом информации, циркулирующей в глобальном пространстве Сети.

С другой стороны, в США практически никто не отрицает, что государственное вмешательство необходимо для защиты личной информации, так же как и для обеспечения родителей специальными средствами, контролирующими доступ их детей к информации определенного содержания. Государственные и коммерческие структуры должны использовать средства шифрования и ограничения доступа к конфиденциальным базам данных. Указанные выше положения уже прописаны в проектах некоторых законов. Имеется в виду Закон о защите персональной информации в Интернете, Закон о семейном доступе к Интернету и Закон о безопасности и свободе через шифрование .

Поэтому в процессе становления информационного общества особая роль, на наш взгляд, должна принадлежать именно государству. Только институт подобного рода может координировать деятельность основных общественных субъектов и способствовать интеграции граждан в глобальное информационное общество при строгом соблюдении государственных интересов в мировом информационном пространстве.