Информационный обмен в образовании

Информационная образовательная среда

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

 

2. Условия эффективной научной деятельности в современном

обществе.

3. Специфика научного творчества.

4. Положительные и негативные стороны дублирования научных открытий.

5. Дифференциация понятий «научное открытие» и «научная

разработка».

6. Чему служит специализация в науке?

7. Алгоритм сужения научных областей в XX в.

8. Является ли понятие информационного кризиса в науке объективным отражением действительности?

9. Чем определена подвижность структуры научных знаний?

10. Типы научной информации (с точки зрения содержания).

11. Особенности поиска и восприятия научной информации разного типа.

12. Преимущества устной формы научной коммуникации.

13. Роль вспомогательных информационных средств в научной деятельности.

14. Классификация научных информационных потребностей.

15. Значение неосознанной информационной потребности для ученого.

16. Какая информация обладает большей объективной новизной: запрашиваемая или незапрашиваемая?

17. Насколько повышение уровня поисковых операций способно решить проблемы в науке?

 

Глава 8

 

Некоторые опасаются, что информационная

технология приведет к дегуманизации

образования: ...технология, напротив,

способна гуманизировать среду образования.

Билл Гейтс

Информационный обмен в образовании. Информационные технологии в образовательном процессе. Дистанционные формы обучения, или образование «с доставкой на дом». Специфика и проблемы современного дистанционного обучения. Экономическая основа дистанционного обучения. Билл Гейтс. Глава 9. Образование лучшее вложение денег (из книги: «Дорога в будущее), 1995 г.

 

В связи с появлением электронных средств передачи информации в научной литературе и на практике активно заговорили о дистанционном обучении. Однако впоследствии понятие «дистанционное обучение» приобрело новое содержание и фактически стали говорить об электронном обучении, точнее, о применении технических электронных средств в системе образования.

Но на самом деле роль новых электронных технологий оказывается более важной, чем просто сопутствовать лекционным или семинарским занятиям. Фактически речь может идти о существенной перестройке в системе обучения и образовании, где электронные системы выступают не просто передатчиками информации, в данном случае учебной, а меняют структуру обучения на основе изменения информационного образовательного пространства.

 

 

Образовательная и информационная среды — близкие, взаимообусловленные явления. Действительно, для того чтобы получать, анализировать и передавать информацию в современном мире, ориентироваться в действительности, необходимо обладать неким минимальным комплектом знаний и навыков. Научные знания позволяют человеку понять окружающие его сущности и явления, закономерности и причины событий; социальные — дают представление о структуре общества, нормах поведения, определяют самооценку, возможности и стремления индивида.

Навыки отражают степень подготовленности человека в той или иной области жизни, уровень его владения ситуацией и, читаем между строк, — информацией. Если научные и часть социальных знаний (т.е. релевантная с точки зрения общества информация) приходят к нам через систему образования (или самообразования), то навыки и умения приобретаются людьми путем личной тренировки через адаптацию полученных сведений. Образование, таким образом, если и не гарантирует успешность человека в наше время, то, по крайней мере, снабжает его техникой и инструментами «выживания» (такие важные, например, умения, как анализ и синтез информации). Вместе с тем процесс образования в любую эпоху опирается на имеющиеся в наличие способы трансляции знаний и источники сведений. От них зависят скорость и полнота преемственности, т.е. степень и темп усвоения материала учениками, а также психологическая составляющая обучения.

Информационный обмен в образовании несколько отличен от тех, которые имеются в других сферах, поскольку диалог студента с преподавателем не подразумевает равноценный обмен ими информацией, в ходе которого происходит пополнение запаса сведений хотя бы одного из участников. Успех (и смысл) реальной, не этикетной коммуникации заключен в разности между итоговыми и начальными знаниями или установками субъектов. Сущность информационного обмена между студентом и преподавателем состоит в передаче знаний от одного другому и контроле их усвоения. Успех такого обмена может быть виден не сразу, а по прошествии времени, поскольку он связан с адекватностью переработки информации в конечные знания ученика. Нетрадиционным коммуникационным звеном при этом является именно преподаватель, так как в ходе учебного процесса он спрашивает о заведомо известной ему информации, посредством которой приобретает другую: о наличии обратной связи с учеником, его способностях и эффективности образовательного процесса в целом. Таким образом, в ходе информационных взаимодействий преподаватель осуществляет передачу и контроль знаний, а также оценку индивидуальных характеристик учащихся, которая, надо сказать, является наиболее уязвимым и субъективным компонентом образовательного процесса.

Как правило, передача информации в контексте образовательного процесса осуществляется визуально со слабым использованием каких-либо технических средств. Однако надо отличать передачу информации в непосредственном общении и посредством книг или технических средств. Преимущество непосредственного общения заключается в том, что преподаватель, так же как и студент, получает богатую личную информацию, например, преподаватель получает информацию, как усваивается учебный материал студентом или же как преподаватель реагирует на ответ (знания) студента.

Мы не знаем всего объема получаемой сторонами информации и тем более не знаем содержание этой информации, отметим только, что структура информационного пространства при визуальном общении весьма сильно отличается от структуры информационного заочного обмена, например, той же книги, кино, записанных лекций и пр. и пр. с использованием всего арсенала электронных и технических средств. Но в то же время заочный или опосредованный обмен информацией решает свои задачи и оперирует своей по содержанию и форме представления информацией.

Прежде всего опосредованный информационный обмен не получает никакой личной информации, за исключением отдельных случаев, когда личная информация просто описывается, например, в художественной литературе. Кроме того, опосредованный обмен оперирует, как правило, некой обобщенной информации, отражающей основные блоки информации и тенденции ее развития. Надо учитывать и то, что опосредованная информация всегда запаздывает по времени и в силу этого она всегда выступает как прошлое знание. Именно поэтому основной информационной ценностью становится именно отражение некой обобщенной информации и знания.

Поэтому ни в коем случае нельзя противопоставлять различные формы информации, как это нередко делается в настоящее время. Каждая из них решает свои задачи, надо только правильно использовать их при решении той или иной задачи. А это уже оказывается довольно сложно. В результате часто подменяют формы передачи информации, в результате поставленная задача не может быть решена. Так, если в системе обучения будет превалировать только визуальная форма передачи информации, то процесс потеряет многие преимущества использования технических средств информации. И наоборот, превалирование исключительно электронных средств передами информации во многом также обеднит образовательный процесс. Истина, как известно, лежит где-то посередине, в их разумном сочетании.