Информационное насыщение

Информационное общество пока еще находится в стадии становления, хотя основные технико-экономические атрибуты постиндустриальной эпохи налицо. Это преобладание в ВВП доли услуг, снижение доли занятых во «вторичном» (обрабатывающая промышленность) и рост доли занятых в «третичном» (услуги) секторе экономики, тотальная компьютеризация и т. п. Университет не заменил промышленную корпорацию в качестве базового института «нового общества», скорее академическое знание инкорпорировано в процесс капиталистического производства. Общество пока мало походит на целостную программируемую систему институтов. Оно больше похоже на мозаичное поле дебатов и конфликтов по поводу социального использования символических благ.

На современном этапе развития информационного общества целесообразно выделить следующие четыре основных направления исследований информационных исследований:

1. Изучение информационных ресурсов общества, их структуры, топологии и свойств потребностей общества в информационных ресурсах и степени их удовлетворения.

2. Исследование информационного потенциала общества, его структуры, динамики развития, закономерностей формирования и эффективности использования.

3. Исследование закономерностей развития информационного общества как очередной исторически неизбежной ступени развития цивилизации, его особенностей и проблем.

4. Исследование новых возможностей и проблем личности в информационном обществе.

Информационные ресурсы общества представляют собой ту часть знаний, которая не только отчуждена от своих создателей, но и материализована в виде документов, баз данных и знаний, алгоритмов и компьютерных программ, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы представляют собой знания, подготовленные для целесообразного социального использования. Следовательно, в понятие «информационные ресурсы общества» в данном случае предлагается не включать ту часть общественных знаний, которая еще не отделена от их живых носителей — членов данного общества, и характеризуется уровнем их образования, воспитания и профессиональной квалификации. Эти важные факторы будут далее проанализированы нами при рассмотрении других направлений научных исследований в области социальной информатики.

Главной социальной производительной силой в информационном обществе должны стать знания. Они находят свое воплощение в образовании и производственной квалификации специалистов и материализуются в новой технике, технологиях, организационных системах, продуктах и услугах. Следовательно, есть все основания для выделения еще одной проблемы, связанной с развитием информационной экономики и ее научной базы — информационной политэкономии. В обществе, ориентированном на производство и использование знаний, будут работать иные экономические законы, покуда еще неведомые нам. Здесь необходимо напомнить, что знания — это ресурс особого рода, который не убывает, а, напротив, приумножается от использования. Использование знаний позволяет сэкономить другие производственные ресурсы, резко повышает качество изделий и услуг, при этом получаются результаты, недостижимые никакими другими способами.

Вот почему информация и знания являются богатством общества, они незаменимы и неисчерпаемы. Именно в осознании этого факта, в умении эффективно использовать информационные ресурсы в интересах достижения главных целей экономического развития общества и заключается научно-методологическая сущность данной проблемы. Процесс информатизации, безусловно, вызывает и соответствующие закономерные изменения социальной структуры общества. Для изучения закономерностей этих изменений на стыке информатики, экономики и социологии должна появиться новая научная дисциплина — информационная социодинамика, которую можно с полным правом назвать наукой об изменении методов контроля в обществе и социальной структуры общества под воздействием информатизации.

Научно-техническое развитие конца XX столетия резко изменило облик ставшего привычного мира. Индустриальную эру, с ее заводами, паровозами и ориентацией на естественные ресурсы (газ, нефть, зерно, лес и т.п.), сменила постиндустриальная эпоха, в которой самыми важными стали, с одной стороны, высокие технологии и связанные с ними информационные, коммуникационные отрасли, с другой — биотехнологии, а центральным ресурсом — знания. XXI век, пришедший на смену веку двадцатому, сделал колоссальный скачок от постиндустриального к информационному обществу, принес с собой новые суперсовременные технологии — и новые проблемы. Результаты многих исследований показывают, что на этапе перехода к информационному обществу на первом плане находятся вовсе не проблемы дальнейшей технизации общества. Главное значение имеет его интеллектуализация, создание и внедрение новых социальных технологий, основанных на эффективном использовании стратегического ресурса общества — знаний. Человечеству предстоит не только сформировать новую среду своего обитания, которая будет базироваться на разнообразных и глубоко развитых информационных процессах, но и найти выход из назревающего информационного кризиса.

На наш взгляд, признаками начала информационного насыщения общества можно считать следующие явления:

1. Тенденция неуклонного перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу.

2. Рост количества информации, превышающий возможности существующих средств обработки, передачи, хранения и интегрирования, что существенно снижает эффективность ее использования в качестве полезного продукта труда. Особенно растет объем информации научных знаний. Она удваивается уже за 3—5 лет. Обстоятельства усугубляются тем, что при отсутствии единой среды даже в локальных областях мира затраты на производство тех или иных знаний дублируются.

3. Капитальные материальные затраты на создание и тиражирование средств хранения, передачи и переработки информации в мировой информационной среде становятся обременительными даже для бюджета мирового сообщества. Темпы развития аппаратных средств переработки информации (ЭВМ), хранения и передачи ее в мире соответствуют потребностям создания мировой информационной среды (например, Интернет).

4. Отсутствие единых универсальных программно-инструментальных средств весьма затрудняет проблемы описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях.Напомним, что в информационных системах под знаниями понимают сложно организованные данные, содержащие одновременно как фактографическую (регистрация некоторого факта), так и семантическую (смысловое содержание некоторого факта) информацию, которая требуется пользователю. Эти сложно организованные данные могут иметь в своем составе встроенные процедуры, представляющие собой математические модели, которые активизируются в процессе обработки данных, что определяет активность знаний, их первичность по отношению к процессам обработки. Использование формальных методов преобразования и интерпретации данных позволяет автоматизировать процессы обработки накопленных знаний, создавать хранилища — банки данных и базы знаний.

Стратегически важной и долгосрочной представляется также проблема формирования новой перспективной концепции образования и воспитания будущих поколений людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Особо подчеркнем, что эта концепция должна учитывать не только особенности и новые возможности информационного общества, которые могут быть использованы для формирования творческой, гармонично развитой личности, но и сама быть гуманистически ориентированной. Кроме того, концепция должна учитывать использование так называемых креативных систем и информационных технологий, открывающих новые возможности для информационной поддержки творческих процессов.

В процессе развития техносферы человечество создает и широко внедряет в социальную практику все более сложные технические средства и комплексы. Многие из них представляют собой сетевые системы, которые управляются автоматическими или высокоавтоматизированными средствами. Примерами таких комплексов являются автоматизированные производства химической промышленности, энергетические и транспортные сети, атомные электростанции и силовые установки, системы сбора и обработки разведывательной информации и управления оружием. Главные требования, которые предъявляются к таким системам, — это их высокая надежность, непрерывность и безотказность функционирования, достоверность информации, предоставляемой пользователям системы и обслуживающему персоналу. В то же время при достижении определенного уровня сложности любой технической системы надежность и устойчивость ее функционирования начинают снижаться, но возрастает вероятность возникновения аварийных ситуаций, последствия которых часто оказываются непредсказуемыми. И это — еще одно проявление возможного информационного кризиса.

Сегодня вряд ли найдется исследователь, который может реально оценить степень информационной нагрузки на человека в постиндустриальном обществе. Ясно лишь то, что нагрузка будет быстро возрастать, но последствия этого для здоровья людей непредсказуемы, поэтому возможности адаптации человека к быстро возрастающим информационным нагрузкам должны быть исследованы заблаговременно. Они вполне могут стать тем ограничивающим фактором, который будет определять допустимые масштабы и темпы информатизации общества. Учитывая высокую социальную значимость проблемы, можно предположить, что для ее изучения потребуется развитие на стыке информатики и психологии новой научной дисциплины — информационной психологии.

Развитие коммуникационной среды информационного общества привело к развитию сетевой виртуальной коммуникации. Виртуальную коммуникацию можно рассматривать как разновидность смысловой коммуникации, содержанием которой является обмен образами, информационными по природе и различающимися по способам их восприятия. Она возникла на определенном этапе развития информационной революции и развивалась параллельно с формированием глобальной коммуникационной среды социума.

* * *

Мы получаем слишком много информации, чаще всего не нужной для решения своих повседневных задач. Это особенность современной эпохи и информационного общества. Сегодня информация — это не только знание, но метод, средство воздействия для совершения какого-то действия: покупки, голосования. Впрочем, голосование за кого-либо тоже из серии специальной покупки. Происходит процесс навязывания решения тех или иных задач, которые чаще всего далеки от наших потребностей и интересов. Информация доставляется нам домой или на работу по всем возможным каналам и во все больших количествах. И если знающий человек способен отсортировать нужную и ненужную информацию, то для обывателя вся информация воспринимается как необходимая и нередко полезная. Происходит явный перекос в информационном пространстве. Интересно, какие еще трансформации претерпит информационный процесс?