Информационные ресурсы знания

Системы научного знания (концепции, доктрины, теории) характеризуются логической целостностью и завершенностью. Связующие их смысловые звенья в информатике принято называть тезаурусом («сокровищница» — с древнегреческого). В узком смысле слова тезаурус — это словарь или свод данных, охватывающий термины и понятия какой-нибудь специальной сферы. В широком смысле — это организованное, логически структурированное знание или системы знаний. «Разложить по полочкам», — говорим мы в обыденной речи, подразумевая процесс усвоения новой информации и превращения ее в индивидуальное, личное знание. В этом процессе увеличивается (или изменяется) содержание тезауруса человека. Ю.А. Шрейдер ставит объем получаемой информации в зависимость от модификации тезауруса человека: незначительное изменение состава тезауруса, по его мнению, свидетельствует о том, что новой информации для получения специального знания и решения задачи поступило недостаточно.

Анализ содержания понятий «тезаурус», «знание» и «информация» приводит нас еще к одной терминологической единице в системе знаний — информационному ресурсу научного познания. Осмысленная и оформленная человеком научная информация (как потенциальное знания) вкупе с информацией новой, еще не дошедшей до адресата или пока не переработанной им, образуют информационный ресурс общества (куда входят информационные продукты и услуги как потенциальное знание). Подобно другим природным и материальным ресурсам знания (социальным, биологическим, техническим, геологическим и т.п.) информационный ресурс является необходимым условием, (но только условием) для образования нового знания и решения соответствующих практических и научных задач. Теоретические и практические знания, основанные на широком поле информации, т.е. информационных ресурсах, становятся мощнейшей производительной силой нашего времени, залогом экономического роста и политического влияния общества. Одним из преимуществ информационного ресурса общества является его неисчерпаемость, «самовосполняемость» в процессе научного познания.

Как правило, выделяют два типа информационных ресурсов общества: актуальный и потенциальный. Актуальный (или активный) информационный ресурс включает в себя знания и технологии, которые уже применяются на практике при решении широкого спектра общих и индивидуальных задач. Потенциальный (или пассивный) информационный ресурс — та часть информационного ресурса, которая в настоящее время не задействована ни в одной конкретной сфере деятельности, но является перспективной с точки зрения отдаленного будущего. По мере развития общества пассивный информационный ресурс может и должен актуализироваться. Степень активизации информационных ресурсов — важнейший показатель, который дает основание говорить об информационно передовых и информационных отраслях знаний. Стагнация информационных процессов и информационных ресурсов ставит под угрозу перспективы развития науки и производства знания в самом широком смысле этого слова.

Рассматривая проблемы информации, нельзя не остановиться на ключевых моментах самого процесса информатизации и образования информационных ресурсов. Помимо того, что всеобщая информатизация расширяет спектр познавательных и средств, она изменяет сам вектор технического развития, переориентирует основные приоритеты с потребления вещества и энергии на потребление информации, придавая последней более высокий ценностный ранг. Информатизация — это отражение состояния любого современного общества.

Существует много определений понятия «информационные ресурсы», ее параметров и характеристик внутреннего развития. Мы не станем перечислять здесь всех отечественных исследователей и их иностранных коллег, занимающихся данным вопросом. Однако, суммируя результаты их научных изысканий, мы можем выделить два главных теоретико-методологических подхода к пониманию проблемы информационных ресурсов в рамках научного познания.

Первый — технократический — позволяет рассматривать информационные ресурсы как результат технического обеспечения и технологического сопровождения трудовой деятельности граждан в области производства и контроля. Информационные ресурсы, таким образом, рассматриваются исключительно как способ увеличения производительности труда любого работника, предприятия и проч. На наш взгляд, такой подход не релевантен ни современному состоянию науки, ни новейшим запросам мирового сообщества. Технический прогресс, обусловливающий структуру, объем и состояние информационных ресурсов в рамках этого подхода, рассматривается в глубоком отрыве от социальных, культурных, эмоциональных и нравственных аспектов человеческого бытия. Технический прогресс, выраженный только в орудиях труда, и их современные аналоговые воплощения, даже самые сложные, при всей кажущейся «разумности» последних не способны к самоопределению целей, движению и самосовершенствованию. Таким образом, технократический подход по сути своей определяет только один из аспектов социотехнического и информационного обеспечения общественного прогресса.

Второй подход к определению природы информационных ресурсов имеет очевидную социологическую направленность, поскольку информатизация здесь рассматривается как всепроникающий и всеобъемлющий процесс. Он затрагивает даже такие специфически гуманитарные сферы, как этика или эстетика; влияет не только на экономику и политику, но и на духовно-нравственные предпочтения людей. В рамках информатизации и образования информационных ресурсов происходит становление современного поколения, формируется новый тип личности. Процессы информатизации вовлекают в себя технические, политико-экономические, социальные и духовно-культурные стороны человеческой жизни. Это обусловливает массовый характер получения, обмена информации и пользования информационными ресурсами. Другими словами, общество и его отдельные члены в условиях полной информатизации развиваются и совершенствуются более динамично, что, в свою очередь, формирует новые информационные запросы и соответственно развивает и совершенствует сами информационные ресурсы.

Вопрос информатизации для нашей страны представляется одним из приоритетных. Поэтому 20 апреля 1995 г. был принят Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно Закону информатизация — это «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов». В Законе подчеркивалось, что информатизация общества и информационных ресурсов — общемировая тенденция, направленная на овладение информацией как можно большим количеством граждан.

Информация выступает источником и гарантом управления (посредством информационных технологий) различными структурами и процессами, протекающими в обществе, в результате которых увеличивается его интеллектуальное богатство, т.е. знание, и обеспечивается его поступательное движение. Таким образом, отмечалась существенная для нашего исследования мысль, что информатизация общества и информационные ресурсы — это прежде всего феномен современной научной культуры и знания, научного творчества, причем не только ученых, но и широкого круга испытателей, занимающихся креативной деятельностью.

Однако увеличение количественной составляющей научных

информационных ресурсов еще не гарантирует ее качественных изменений. Как пишет известный экономист П. Пильцер, «нам по-прежнему лучше удается производить новую информацию, чем оценивать ее и обмениваться ею». Информация, ставшая легкодоступной благодаря техническому прогрессу и призванная знакомить ученых с мировым культурно-историческими и научными информационными Г ресурсами, может быть средством дезинформации людей или задавать нередко весьма низкую усредненно-потребительскую планку научных запросов. Поэтому на современном этапе развития информационных ресурсов возникла новая проблема — избыточность научной информации. В связи с этим появился даже термин — «эксформация», с помощью которого описывается явление такой избыточности — информационное «замусоривание» науки и знания. Информация может быть недоступной ученым прежде всего и в силу ее изобилия.

Об эксформации одним из первых заговорил известный писатель-фантаст Станислав Лем еще в то время, когда проблема избыточности информации не стояла так остро. Он рассматривал эксформацию как способность информационной системы, например, компьютерной программы, к самопрограммированию, саморазвитию и при этом значительному информационному росту. (Имелась в виду реализация так называемого «компьютерного генного аппарата», порождающего информационные модули наподобие компьютерных вирусов, но отличающиеся от них полезной функцией.)

Позже, в 1992 г., понятие «эксформация» и новое его определение были представлены в книге известного американским писателя и видного политическим деятеля Альберта Гора «Земля на чаше весов». В этой работе автор недвусмысленно выразил свое опасение, связанное с изменениями, происходящими в мировом сообществе по мере развития науки и научно-технического прогресса. Особое внимание Гор уделил негативным воздействиям информации и информационных ресурсов на многие сферы жизни современного ученого, да и любого человека и общества в целом. По мнению автора, человек столкнулся с кризисом, который сам же и спровоцировал, и теперь тонет в море информации. Ученые не в состоянии усвоить даже те знания, которые уже существуют и которые только надо достать, но при этом стремятся создавать новые.

Особую тревогу сегодня вызывает ситуация в системе воспроизводства знания, т.е. в образовании, о которой можно говорить как о кризисной. Нарушается столь необходимый процесс «ферментации», когда информация, очищаясь, становится знанием, которое, в свою очередь, проходя «обработку» мышлением, в дальнейшем может стать мудростью. Все информационные ресурсы, занесенные и сохраненные на камне, записанные на манускриптах и бумаге, зафиксированные печатным станком или же переданные спутниковым телевидением и персональным компьютером, — несомненно, расширяют способности познания реальности.

Однако необходимо понимать, что этот процесс имеет и обратную сторону: любые, тем более, современные технологии могут создавать и тиражировать отличные и даже искаженные информационные данные, во всяком случае весьма отличающиеся от истинного знания. Более того, могут и фактически создаются базы данных и информационные ресурсы, которые содержат неистинное знание, специально вводят в заблуждение отдельные группы людей. В результате этого человеческое сознание иначе воспринимает, видит, запоминает и познает окружающий мир. В равной степени это касается и ученого сообщества, разница только в том, что ученый, в принципе обладающий истинным знанием, может с большим или меньшим успехом распознать ложную информацию и вовремя отказаться от вводящих в заблуждение или ложных информациионых ресурсов.

Определенный интерес представляет современное понимание содержания самого понятия «информационные технологии» применительно к процессу создания информационных ресурсов и в конечном итоге разработке, сохранению и использованию накопленного знания и производства нового знания. Напомним, что термин «технология» (с греческого — «учение о мастерстве»), как правило, определяют как совокупность знаний о способах воздействия на материал и методах осуществления каких-либо процессов.

Как мы уже говорили, к технической стороне создания информационных ресурсов, в данном случае в области производства знания, относят: электронизацию, медиатизацию, интернетизацию и компьютеризацию, которым предшествовало развитие таких процессов, как автоматизация и роботизация (эти последние непосредственно к технической основе информатизации не относятся, но без них система информационных ресурсов не смогла бы возникнуть). Отметим, что чрезвычайно важную роль для становления информационных ресурсов в науке сыграло изобретение и внедрение массовых электронных устройств.

Под электронизацией науки понимают практику широкого применения электронного оборудования в самых разных областях научной деятельности: научно-образовательной, социальной, культурной и управленческой. К электронным устройствам относятся интегральные схемы, микропроцессоры и другие элементы, которые повсеместно используются в научно-экспериментальных работах, в приборах и пр. Электронизация науки все больше фокусируется на производстве новых знаний в области создания материалов с заданными свойствами, элементной базы для компьютеров, средств связи и т.д. Электронизация науки обусловила качественный скачок в научно-производственном развитии общества, однако, будучи явлением технического порядка, ни социальную, ни политическую и, тем более, духовно-культурную стороны жизни сама электронизация не затронула. Да в принципе и не могла затронуть.

Под медиатизацией (mediatus переводится с латинского как «выступающий посредником») принято понимать масштабное производство, использование и научно-техническое совершенствование всех средств, служащих для хранения и передачи, в частности, научной информации. К ним относятся: оптоволоконные кабельные сети, спутниковая связь, цифровые электронные устройства и, конечно, всемирная паутина. Создание Интернета стало вершиной процесса медиатизации, главная цель которой — обеспечивать высокое скоростное движение все нарастающих информационных потоков при минимальном физическом участии управляющих данными потоками лиц.

Также и компьютеризация стала возможной после изобретения и внедрения в повседневную жизнь компьютера — дитя электронизации, напарника медиатизации и главного объекта информатизации, в том числе научной. В настоящее время трудно представить себе отрасль научной деятельности (во всяком случае, в современной научной среде), куда доступ компьютерным технологиям был бы невозможен и не востребован. Они применяются везде, где есть потребность в создании, получении, хранении, обработке или обмене информационными данными (куда входят графики, тексты, рисунки, расчеты, аудио- и видеопродукты и т.п.). Компьютерные сети (как локальные, так и всемирная) обеспечивают эффективную коммуникацию внутри и между самими разными научными обществами при потреблении и производстве знания. Ограничением чаще всего может выступать сам человек, который в силу возрастных и иных причин не может и не хочет овладевать новыми электронными технологиями в научных исследованиях и, в частности, персональным компьютером и Интернет.

Однако сегодня значение информационных технологий выходит за пределы традиционных рамок научных исследований. Под научной информационной технологией можно понимать любой набор исследовательских процессов, способствующих расширению наших познавательных возможностей или облегчающих выполнение определенных научно-исследовательских задач при разработке и получении нового знания в различных сферах научной деятельности. Надо признать, что такой взгляд во многом приемлем многими учеными нашего времени. Вероятно, он заслуживает отдельного рассмотрения. Однако в настоящей работе мы говорим, прежде всего, о тех информационных технологиях, которые непосредственно влияют на течение научных процессов в современном научном сообществе.

В целом, можно определить информационные технологии как совокупность автоматизированных средств, способов и методов кодирования, хранения, трансляции и практического использования научной информации. Информационные технологии аккумулируют новейшие научные разработки и практический опыт их применения, что позволяет максимально рационализировать информационный процесс, многократно увеличить объем и скорость передаваемой информации, а соответственно воспроизведение нового знания.

Современные научные информационные технологии обеспечили достижения микроэлектроники (создание искусственного интеллекта, широкий ассортимент программного обеспечения), в их ряду определяющее значение имеют телекоммуникационные технологии, оптико-электронная индустрия и вершина человеческого знания — генная инженерия. Эти отрасли знания М. Кастельс справедливо причисляет к «ядру» информационных технологий, имея в виду такие технологические прорывы последних лет, благодаря которым появились новые материалы, альтернативные источники энергии, произошли изменения в медицине и производстве (путем все большего развития нанотехнологий). На самом деле достижения информационных технологий можно перечислять до бесконечности, проще было бы указать те немногочисленные области, в которых они не нашли (пока) своего применения, но наверняка будут использоваться.

На наш взгляд, научные информационные технологии и соответственно информационные ресурсы можно, разумеется, весьма условно, разделить на сберегающие, рационализирующие и созидающие. Сберегающие научные технологии направлены на снижение материальных затрат и времени на производство каких-либо видов товаров и услуг. Однако они не ставят своей целью принципиально изменить процесс или объект производства. Рационализирующие научные технологии используются для решения разных задач, как правило, связанных с получением нового знания, но в пределах известной научной парадигмы. Созидающие научные технологии имеют дело с трансформацией семантически значимой для функционирования общества информацией и знанием. К ним, например, относятся технологии составления и обработки баз данных, системы контроля, экспертные системы, интеллектуальные системы и т.п.

Значение медиатизации и компьютеризации в формировании и развитии информационных ресурсов науки и знания трудно переоценить. Однако, и мы вынуждены это повторить, не следует ограничивать этот феномен только рамками собственно технологических проблем. Социальная и социализирующая составляющая процессов информатизации была и остается чрезвычайно важной, а в дальнейшем, если мировое сообщество будет развиваться по позитивному сценарию, может стать приоритетной. Система информационных ресурсов непосредственно связана с социальной и общественно-политической линией развития общества, науки и государства. Не менее важными оказываются общеэкономические факторы, способствующие росту, в частности, уровня благосостояния людей. Однако наиболее значимыми, на наш взгляд, являются ценностные установки социума, ориентированные на развитие информации и информационных технологий в разных сферах индивидуальной и общественной жизни различных групп людей.

Стоит отметить также, что в последнее время в различных, чаще всего массовых информационных средствах встречается понятие информационного колониализма. Речь в этом случае идет о том, что определенное сообщество обладает или может обладать преимуществом в тех или иных информационных ресурсах. В отличие от другого сообщества, которое знает о них на порядок меньше (либо это знание хуже организовано) или не знает вовсе. Все это приводит к тому, что принятие оптимальных и тем более эффективных решений в данном сообществе становится невозможным. Поэтому для наилучшего использования информационных ресурсов (находящихся в активном состоянии и оптимальным образом организованных) в настоящее время применяются (чаще всего как понятие) так называемые всеобщие информационные системы, т.е. такие информационные системы, которые были бы принципиально доступны не только всем сообществам, но и могли бы быть адаптированы к ним к их уровню понимания, причем в двух формах: по содержанию самой информации и по форме ее восприятия. Но это задачи отдаленного будущего, поскольку информация сегодня в развитых обществах воспринимается как ценный товар, который чаще всего бесплатно не передается. Но это уже тема отдельного исследования.