Информационная культура и личность

Вопросы для повторения

 

1. Что, в целом, представляет собой коммуникация?

2. Кто является основателем общей теории коммуникации?

3. Этапы развития способов коммуникации по Г. Маклуэну.

4. Что послужило предпосылкой оформления национальных Языков и создания научного знания?

5. Как соотносятся темпы роста научной и общекультурной информации?

6. Семафорный телеграф Шаппа и «дальноизвещающая машина» Кулибина.

7. Кто предложил первую конструкцию электрического кабеля?

8. Принцип действия электромагнитного телеграфа П.Л. Шиллинга.

9. Что представляло собой изобретение С. Морзе?

10.Первая датированная печатная книга на Руси.

11. Отличие электронной коммуникации от устной и документальной.

12.Возможности электронной книги и явление гипертекста.

13.В чем проявляется кумулятивный характер коммуникационных актов?

14.Ступени и роли межличностной коммуникации.

15.Что входит в систему кодовых символов (информационных носителей)?

16.В чем состоит успех межличностной коммуникации?

17.Что такое коммуникационная сеть?

18.Вертикальные и горизонтальные коммуникационные связи.

19.Типы и задачи коммуникационных сетей в управлении.

20.Для решения каких проблем используются централизованные сети?

21. Что называют открытыми коммуникациями?

22.Преимущества прямого и опосредованного информационного обмена.

23.Функции обратной связи при коммуникации.

24.Регулируемые и нерегулируемые факторы эффективности коммуникации.

Глава 5

 

Опасность не в том, что компьютер

однажды начнет мыслить, как человек,

а в том, что человек однажды начнет

мыслить, как компьютер.

 

Сидни Дж. Харрис

 

Человек в информационном пространстве. Информационное сообщество личностей. Человек в сетевой инфраструктуре. Влияние информационной культуры на развитие личности. Информационный шум.

 

Информационную культуру создает и воспроизводит человек и только человек, независимо от того, в какой форме существует информационное пространство. Если сегодня Интернет, наряду с полезными вещами, загружен разным хламом, то это отражает культуру человека, точнее, части общества. И здесь никакими запретами не обойтись, Интернет есть полное отражение нашего общества. Разве только создание корпоративных сетей для избранных, что довольно часто и делается. Средства массовой информации в этом плане ничем не отличаются от Интернет. Там также много хлама, правда представленной в более удобной форме и хотя бы отредактированный. Информационное пространство в целом не соотносимо с культурой общечеловеческой, но именно общая культура формирует информационное пространство в культурном контексте. Поэтому, если говорить о высокой информационной культуре, ее можно достичь только путем длительного воспитания и повышения общей культуры.