Коммуникативные процессы и коммуникаторы

 

Одной из важнейших проблем современных социологических исследований является проблема поведения человека в обществе, его вовлеченности в протекающие общественные процессы. Коммуникативное поведение человечества слагается из общих моментов в поведении личностей. Существуют только отдельные индивиды (коммуникативные личности), коммуникативное поведение которых базируется на едином знаковом поле, составляющем единый язык. В поведении индивида отражаются свойства природной и социальной (в том числе коммуникативной) среды. Разумеется, только комплексный, многофакторный анализ дает возможность «разложить по полочкам» континуум коммуникативной деятельности. Однако проведение такого анализа усложняется, по крайней мере, двумя обстоятельствами: ведь и параметры, и факторы, учитываемые в разных видах анализа, действуют одновременно, но в разных векториальных направленностях.

Коммуникативная личность — это субъект, рассматриваемый с точки зрения его способности к выработке, использованию и ретрансляции информации в виде коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие между людьми. Параметры коммуникативной личности определяются степенью ее коммуникативных потребностей, познавательных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательной активности, коммуникативной компетенцией. В силу этого параметры коммуникативной личности условно можно разделить на две группы: мотивационные, когнитивные.

Мотивационные параметры определяются потребностями личности сообщать и получать информацию для оптимизации различных сфер жизнедеятельности. Приоритетные потребности индивида непосредственно влияют на структуру коммуникации. Они придают коммуникационным единицам личностный смысл, связанный с «отражением в индивидуальном сознании отношения личности к действительности». Многие исследователи связывают главенство потребностей прежде всего со стремлением субъекта к личностному росту, к самоорганизации, полагая, что чем устойчивее потребность, тем устойчивее связанная с нею коммуникативная установка и тем более постоянный характер имеют формы ее объективации. В актуализации коммуникативной установки используются либо одни и те же информационные средства, либо различные.

Когнитивные параметры связаны с познавательным опытом личности, ее интеллектуально-эмоциональным потенциалом. Если личность владеет информацией, знанием о необходимых в той или иной ситуации коммуникативных формах поведения, тогда обеспечивается адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, а также формы воздействия на партнера по общению. Когнитивные параметры сопряжены со способностью верно оценивать познавательный диапазон партнера и выстраивать в соответствии с этим свои коммуникационные стратегии. Когнитивные параметры также связаны со способностью личности адекватно воспринимать информацию и воздействовать на партнера, влияют на верную оценку и самооценку когнитивного диапазона коммуникаторов, а также на знание норм и кодов вербальной и невербальной коммуникации. Таким образом, информация определяет успешность коммуникации. Познавательный опыт индивида дает возможность на основе этого опыта выбрать наиболее эффективный способ коммуникации в конкретных условиях социального взаимодействия.

Таким образом все параметры коммуникативной личности нацелены на поддержание контакта, на выявление намерений партнера, установление прямых и обратных коммуникативных связей, самокоррекцию и т.п. Формирование коммуникативной личности происходит в процессе общения, которое осуществляют индивиды, использующие свою коммуникативную компетенцию, определяющие стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливающие определенный опыт. На наш взгляд, под коммуникативной личностью следует понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах обмена информацией как коммуникативная компетенция индивида. По определению философского энциклопедического словаря, личность представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности. Индивид, наделенный волей и стремлениями, настроениями и оценками, соединен с другими такими же человеческими индивидами, обладающими своими особенностями общения.

При рассмотрении коммуникативных процессов в обществе следует учитывать, что его участниками являются не только коммуникативные личности, но и организации, поэтому следует анализировать как внешние, так и внутренние направления коммуникационных потоков. В процессе общения людьми накапливается информационный метакоммуникативный потенциал. Обладая подобным метакоммуникативным знанием, находясь одновременно в ситуации коммуникации и метакоммуникации, коммуникатор может достаточно гибко владеть технологией как прямого, так и косвенного убеждения. Прямой способ убеждения связан с системой аргументации, стимулирующей соответствующие мысли и поступки, нацелен на использование заинтересованности коммуникаторов в благоприятных, положительных аргументах. Понятно, что особую роль здесь играет подбор соответствующих

блоков информации и использование их в определенном сочетании при решении своей задачи.

Косвенный способ убеждения подразумевает использование случайных факторов, эмоционально-чувственную акцентировку, приводящую к «бездумному приятию» информации. Здесь задействуются ассоциативное мышление, метафорическое отношение к информации. Косвенный способ основывается на принципе «косвенной эвристики», которая подразумевает доверие как к тому, что сообщается, так и к тому, кто сообщает. В этом случае особое значение имеет убеждение в том, что «приятность», обаятельный имидж коммуникатора совпадает с его компетентностью.

Поэтому усвоение информации связано с расположением к источнику сообщения, с идентификацией с ним, что заменяет оценку и размышление над сообщаемым. Косвенный способ убеждения по сути своей является ситуативным, поскольку построен на симпатии и одобрении. Прямой же способ, напротив, фиксирует внимание на характере информации, на ее тематике и рациональной оценке. Формирующиеся при таком подходе убеждения оказываются более устойчивыми, постоянными, аналитическими, не бывают поверхностными, и — как следствие — они оказывают большее влияние на поведение, способны вызвать необходимую реакцию. Таким образом, огромное влияние на усвоение информации и формирование убеждений оказывают коммуникаторы — те, кто делает информационное сообщение .

Само понятие «коммуникатор» вмещает большое число характеристик. Как нам представляется, наиболее значимые из них — компетентность, надежность. Под последней понимают убежденность того, кто информирует. Когда люди забывают об источнике информации или о его связи с сообщением, это называется «отложенным усвоением информации». В психологии он получил определение как «эффект спящего», основанный на умении коммуникатора красиво, в запоминающейся форме выдать любую информацию. Этот эффект следует учитывать, особенно при получении значимой информации.

Коммуникационный акт использует информацию, идеи, сообщения, суждения, совпадающие с установками аудитории, он должен создать атмосферу доверительности, при этом осуществлять коммуникационно-информационные акты уверенно, без всяких сомнений. Наиболее значимую информацию должно подавать в уверенной безапелляционной, жесткой, бескомпромиссной манере, создающей ощущение компетентности и особой доверительности. Манера, стиль речи коммуникатора, нацеленного на убеждение, проведение определенных идей, должны быть предельно искренними, открытыми. Все это непременные атрибуты коммуникатора. Позиция его должна отождествляться с тем, что он говорит. Существенное значение имеет и имидж коммуникатора, и высокий, эмоциональный темп речи или сообщения: это создает ощущение особой убедительности. В самом деле, быстрая речь выглядит как более объективная, а самое главное, убеждает аудиторию в том, что коммуникатор действительно взволнован тем или иным сообщением, «пропуская через себя» те события, о которых информирует людей. Влиятельный и компетентный, независимый и информированный, коммуникатор всегда пользуется большим или меньшим доверием.

Поведение коммуникатора определяется прежде всего его личными потребностями, выражаемыми в мотивах поведения. В свою очередь мотивационный параметр, обусловлен более широкими социальными потребностями коммуникатора. Если нет потребности личностной или социальной — нет и коммуникации. Или возникает так называемая псевдокоммуникация, когда появляется потребность не в передаче информации, а просто психологическая потребность в процессе коммуникации как таковом. Коммуникативная же потребность формирует коммуникативную установку, ее-то и преследует коммуникативная личность в своей коммуникативной деятельности. При этом, однако, могут изменяться и средства коммуникации, и ее тактика.

Коммуникативный процесс характеризуют множество признаков, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир. Знание коммуникативных кодов, умение подобрать нужную информацию, осуществлять самонаблюдение и самосознание, коммуникативные навыки, способность адекватной оценки партнера — вот от чего зависит успешность коммуникации, умение войти в контакт с собеседником. При этом решающее значение имеет совместимость когнитивных характеристик коммуникантов.

Практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение изменять коммуникативные средства в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода составляют познавательный опыт и компетенцию коммуникативной личности, коммуникативную потребность и определяют конкретную коммуникативную ситуацию. Таким образом, способ использования своего коммуникативного потенциала напрямую зависит от того или иного типа личности коммуникатора. Соответственно, и коммуникатор в процессе коммуникации должен учитывать тип собеседника, тем самым реализуя свою коммуникативную функцию,

Психологи выделяют четыре основных типа коммуникантов: доминантный, мобильный, ригидный и интровертный.

Доминантный коммуникант всегда стремится завладеть инициативой. Передаваемая форма информации, как правило, носит наступательный и даже агрессивный характер. Чаще всего он требует безусловного принятия передаваемый им информации, без какого-либо указания на размышления и сомнения. В общении с ним следует пользоваться его же приемами, которые заключаются во вступлении в речь, доминантой формулировке своей позиции. Доминатор, как правило, стремится прежде всего передать, а не получить информацию, при этом чаще всего пользуется однозначно определенной информацией, специально подобранной, правда, не всегда связанной с глубинными познавательными процессами.

Мобильный коммуникант легко вступает и легко ведет разговор. В целях получения нужной информации следует ненавязчиво возвращать такого коммуниканта в нужное русло беседы. Ригидный коммуникант, напротив, испытывает трудности при налаживании контактов в общении. Как правило, информационный обмен замедлен и тяжеловесен. Однако, если снимается напряжение, он может рассуждать здраво, мыслить и говорить четко, логически, аргументированно. Рекомендуется начать общение с ним на отвлеченные темы, осуществляя, таким образом, стратегию предварительной подготовки коммуниканта для восприятия нужной информации. Только в этом случае и от него можно получить информацию. Интровертный коммуникант никогда не стремится владеть инициативой, он весь в себе, застенчив и скромен, скован в предлагаемой ситуации общения. Как правило, занят тем, что потребляет информацию.