Вопросы для повторения
1. Все ли сведения можно считать информацией?
2. Изменяется ли ценность информации по мере развития общества?
3. Когда возникла и что изучает наука информология?
4. Для чего применяется формула Шеннона?
5. Что представляет собой информационное состояние объекта?
6. В чем отличие объективной информации от субъективной?
7 Что скрывается за понятием бита?
8 Из чего складывается объем информации?
9. При каких условиях объем информации равен нулю?
10.Что входит в сферу исследования семантической теории информации?
11. Понятие персонального и общечеловеческого тезауруса.
12.Что является мерилом семантической ценности научной информации?
13.Что называют информационным взаимодействием?
14.Общие свойства передаваемой информации.
15.Смысловое содержание понятий «данные» и «знания».
16. Какие виды знаний можно выделить?
17.Определение информации на законодательном уровне.
18. Какого рода информация подлежит правовому урегулированию?
19. Организационные формы предоставления информации, оговоренные в федеральном законе.
20.Что понимают под информационной технологией?
21.Ключевые этапы информационного развития в истории человечества?
22.Возникновение письменности.
23.Кто создал первый цифровой компьютер?
24.«Революционная» сущность информационных процессов.
25.Ключевые признаки информатизации.
26.Информатика и кибернетика: соотношение понятий.
27.Оптимальное решение вопроса о содержании информатики.
28.Что подразумевает собой изучение информации?
29. Аспекты и методы изучения информационных систем и процессов.
30.Роль и место информации в построении экономической теории.
31.В чем смысл теории транзакционных издержек Р. Коуза?
32.Важность информационных изменений в укреплении демократических ценностей и общественных институтов.
Глава 2
Технические основы информационных технологий
Машины должны работать
Люди должны думать.
Девиз компании «IBM»
Механизированные и автоматизированные информационные технологии. Понятие платформы как комплекса программных и аппаратных средств. Интернет и информационные технологии. Локальные и глобальные информационные сети. Социальные последствия Интернета. Субъекты интернет-пространства. Кастельс Мануэль. Информационно-техническая парадигма. (Выдержки из книги «Информационная эпоха».)
Человечество прошло долгий путь развития, насчитывающий несколько десятков тысячелетий. И на всем протяжении этого пути люди стремились к преобразованию и созиданию окружающего их материального мира в соответствии со своими нуждами и запросами. Основное направление это развитие техники, облегчающее труд человека, делающее его все более и более производительным. Процесс информатизации здесь не исключение. Прежде чем понять, что такое информация и какую роль она играет в прогрессивном развитии, общество занялось прежде всего самым насущным — развитием средств фиксирования информации и передачи его другим людям и поколениям. Речь в данном случае идет именно о технических средствах, поскольку сама по себе идея фиксации информации владела умами, может быть, с самого момента зарождения сознания. Можно вспомнить, например, наскальную живопись.
Можно сказать, что именно технические средства, а затем и электронные, изменили мир информации и социальный мир вообще и сделали его таким, каким он нам сегодня представляется со всеми своими положительными и отрицательными моментами, достижениями и массой проблем, которые человечеству еще предстоит решить.