Вопросы для повторения

 

1. Все ли сведения можно считать информацией?

2. Изменяется ли ценность информации по мере развития общества?

3. Когда возникла и что изучает наука информология?

4. Для чего применяется формула Шеннона?

5. Что представляет собой информационное состояние объекта?

6. В чем отличие объективной информации от субъективной?

7 Что скрывается за понятием бита?

8 Из чего складывается объем информации?

9. При каких условиях объем информации равен нулю?

10.Что входит в сферу исследования семантической теории информации?

11. Понятие персонального и общечеловеческого тезауруса.

12.Что является мерилом семантической ценности научной информации?

13.Что называют информационным взаимодействием?

14.Общие свойства передаваемой информации.

15.Смысловое содержание понятий «данные» и «знания».

16. Какие виды знаний можно выделить?

17.Определение информации на законодательном уровне.

18. Какого рода информация подлежит правовому урегулированию?

19. Организационные формы предоставления информации, оговоренные в федеральном законе.

20.Что понимают под информационной технологией?

21.Ключевые этапы информационного развития в истории человечества?

22.Возникновение письменности.

23.Кто создал первый цифровой компьютер?

24.«Революционная» сущность информационных процессов.

25.Ключевые признаки информатизации.

26.Информатика и кибернетика: соотношение понятий.

27.Оптимальное решение вопроса о содержании информатики.

28.Что подразумевает собой изучение информации?

29. Аспекты и методы изучения информационных систем и процессов.

30.Роль и место информации в построении экономической теории.

31.В чем смысл теории транзакционных издержек Р. Коуза?

32.Важность информационных изменений в укреплении демократических ценностей и общественных институтов.

 

Глава 2

Технические основы информационных технологий

Машины должны работать

Люди должны думать.

 

Девиз компании «IBM»

Механизированные и автоматизированные информационные технологии. Понятие платформы как комплекса программных и аппаратных средств. Интернет и информационные технологии. Локальные и глобальные информационные сети. Социальные последствия Интернета. Субъекты интернет-пространства. Кастельс Мануэль. Информационно-техническая парадигма. (Выдержки из книги «Информационная эпоха».)

 

Человечество прошло долгий путь развития, насчитывающий несколько десятков тысячелетий. И на всем протяжении этого пути люди стремились к преобразованию и созиданию окружающего их материального мира в соответствии со своими нуждами и запросами. Основное направление это развитие техники, облегчающее труд человека, делающее его все более и более производительным. Процесс информатизации здесь не исключение. Прежде чем понять, что такое информация и какую роль она играет в прогрессивном развитии, общество занялось прежде всего самым насущным — развитием средств фиксирования информации и передачи его другим людям и поколениям. Речь в данном случае идет именно о технических средствах, поскольку сама по себе идея фиксации информации владела умами, может быть, с самого момента зарождения сознания. Можно вспомнить, например, наскальную живопись.

Можно сказать, что именно технические средства, а затем и электронные, изменили мир информации и социальный мир вообще и сделали его таким, каким он нам сегодня представляется со всеми своими положительными и отрицательными моментами, достижениями и массой проблем, которые человечеству еще предстоит решить.