Информация» и «информатика» в трансформирующемся мире

Безусловно, именно информация с давних времен играла важную роль в развитии человеческой цивилизации и являлась основанием для утверждения каких-либо резолюций на всех ступенях и стадиях развития государства. Можно отметить несколько информационных этапов, связанных с радикальными трансформациями в области производства, переработки и обращения информации (т.е. с усовершенствованием информационных технологий), которые привели к кардинальным реорганизациям в общественных отношениях.

Прежде всего, определимся с тем, что такое информационная технология и какую роль она играет в определении современного понятия информации. В толковом словаре по информатике приводится такое определение: «Информационная технология есть сочетание производственных процессов, методов и программно-технических средств, увязанных в единую технологическую цепочку, которая обеспечивает сбор, обработку, хранение, распространение и вывод информации в целях понижения трудоемкости процессов применения информационных ресурсов, увеличения их оперативности и надежности».

В результате развития прежде всего технических средств все большее значение приобретает само понятие информатики. Соответственно существенно меняется его понятийное содержание, хотя нельзя сказать, что оно приобретало сколько-нибудь определенный характер. И только в последние может быть сто лет к информации стали подходить как к особому социальному, экономическому, техническому и пр. образованию, имеющему собственную природу и значимость во всем поле социального и информационного развития. Во всяком случае вполне осознавали данный феномен и стали активно обсуждать в научной литературе.

Можно выделить несколько в общем-то условных этапов в процессе осознания важности информационного развития, получивших в научной литературе название — информационная революция.

Первый этап, обусловивший бурное развитие процесса обмена информации и самого понятия информация, связан с появлением письменности: сначала в Месопотамии (пять-шесть тысяч лет назад), затем через пару тысяч лет в Китае и чуть позднее в Центральной Америке (у народов майя). Это вызвало колоссальный качественный и количественный скачок в информационном развитии. Стало возможным отдалять знания от их создателя, закреплять их на материальном носителе и, таким образом, передавать от поколения к поколению.

Второй этап связан с появлением первой рукописной книги — сначала в Китае, вероятно, около 1300 г. до н.э., а затем, независимо и oUO лет спустя, в Греции, когда афинский тиран Песистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся из уст в уста.

Третий этап можно связать с изобретением печатного станка, которое в свою очередь связано с именем Гуттенберга и изобретением им печатного пресса, наборного шрифта и гравировки — между 1450 и 1455 г. Стимулируемое книгопечатанием развитие наук ускоряло темпы накопления знаний, систематизированных по отраслям. Возможность относительно быстрого тиражирования сделала знания доступными для многих, зачастую удаленных друг от друга территориально и во времени, участников внутриотраслевого процесса. С этого момента началось необратимое поступательное движение технологической цивилизации.

Еще одно весьма важное событие пришлось на конец XIX в. и связана с открытием электричества, благодаря которому появились радио, телефон, телеграф. С их помощью процесс передачи и накопления информации в больших количествах значительно убыстрился, что привело к увеличению информационного «охвата» населения вещательными средствами. Многократно выросла значимость информации в качестве средства воздействия на развитие государства и общества; также возросла возможность мобильного (по тем временам) общения людей друг с другом.

И, наконец (середина XX столетия), ускорение информационных процессов связано с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. Последнее весьма сильно трансформировало содержание понятия «информация» опять же в сторону его технической стороны.

Первым, кто создал прообраз современного компьютера (в 1832 году), был английский математик Чарльз Бэббидж, а дочь английского поэта Байрона — Августа Ада Лавлейс — написала первую программу, предназначенную для вычисления на его машине так называемых «чисел Бернулли». Столетием позднее (в 1937—1938 гг.) профессор физики из университета штата Айова Джон Винсент Атанасов описал и создал первый цифровой компьютер.

Так произошел окончательный переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным. Увеличились скорость и оперативность поиска, формирования и обработки информации, а в памяти компьютера стали накапливаться, по сути, неограниченные ее количества.

Начиная с этого момента, можно выделить следующие этапы развития новейших информационных технологий в развитых странах.

Произошла автоматизация простейших производственных функций, появились первые разработки локальных систем управления в больших фирмах в целях решения высокоуровневых систематических задач преимущественно справочного и информационного характера, а также некоторых задач по ресурсному распределению, составлению межотраслевых балансов и т.п. Это примерно 60-е гг. прошлого

века.

Потом появились простейшие интегрированные комплексы, работающие в пакетном режиме, увеличилась степень интеллектуальности поставленных задач. Стали вырабатываться первые системы цифровой связи, отрабатывались комплексные решения автоматизации управления на уровне предприятий. Тогда же возникли ключевые идеи и зародились концепции нынешних информационных технологий.

Затем (примерно в 80-е гг.) происходит расширение применения информационных технологий на базе распределенных информационных систем. Можно говорить о подлинном влиянии элементов новейших информационных технологий на всех участников производственных процессов и о прямом их воздействии на процессы принятия решений высшим руководством фирм.

В 90-е гг. происходит внедрение информационных технологий в разнообразные сферы; на базе новейших информационных технологий стремительно развивается международная интеграция бизнеса, электронная коммерция и Интернет. Совместное употребление данных и обмен информацией меняют общество, появляются новейшие парадигмы производства, стандарты реконфигурации и управления проектами; происходит внедрение технологий «виртуального предприятия» и «параллельного проектирования».

Таким образом, в науке и технике в середине XX столетия были получены несколько групп очень важных результатов, а именно: разработаны методы решения оптимизационных задач в процессе управления; изобретены электронно-вычислительные машины и налажен их индустриальный выпуск. Также немаловажным достижением стала аргументация сходства информационных процессов, совершающихся при управлении в системах самой разнообразной природы. Любой из настоящих результатов в отдельности обладал принципиально существенной значимостью для научно-технического прогресса. Однако революционное воздействие на него оказало сведение указанных результатов в единую систему, т. е. объединенное их применение при решении практических и научных задач.

В настоящее время мы наблюдаем шестую информационную Революцию, которая связана прежде всего с образованием и совершенствованием трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей, распространяющих свое влияние на все континенты и страны, пробирающихся в любой дом и влияющих единовременно и на всякого индивида в отдельности, и на колоссальные массы граждан вместе взятых. Самым наглядным примером данного явления и результатом прогресса в информационных технологиях, безусловно, является Интернет. Сущность этого этапа состоит в объединении в единое информационное пространство во всем мире средств связи и телекоммуникаций, программно-технических средств и информационных резервов в качестве целостной информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно функционируют физические и юридические лица, органы местного самоуправления и государственной власти.

В результате последнего информационно-технологического скачка начали зарождаться редчайшие потенциалы производства, поиска и получения информации, новейшие типы классической деятельности в сети Интернет. Информация стала стратегическим ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Возникла даже новая экономическая категория — «национальные информационные ресурсы», к которым также относится творческий потенциал людей, занятых в производственном процессе. Вследствие этого главная задача нынешнего общества — стимулировать созидательный процесс. Истощение природных ресурсов вызвало применение воссоздаваемых ресурсов, сформированных на использовании научных знаний.

Расходы на приобретение профессиональных знаний, применяемых в производстве наукоемких изделий на основе персональных компьютеров, составляют в настоящее время примерно 70% себестоимости, а численность людей, занятых в сфере обработки информации, 60—90% экономически активного населения индустриально развитых стран. Профессиональные знания экспортируются при помощи продажи наукоемкой продукции. Производство снова становится мелкосерийным со стремительным повышением производительности труда и ростом номенклатуры выпускаемых изделий.

Появляются такие эмблемы информационного общества, как дистанционное обучение, мобильные офисы, всемирные каталоги изделий. Проектируются геоинформационные системы по управлению природными богатствами, экологией, информационной политикой правительств. Страны попадают в зависимость от источников информации и уровня эффективности употребляемых информационных средств.

Таким образом, за последние годы социальные процессы ознаменовались началом глобальной информатизации общества. При этом под понятием информатизация понимается совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, обеспечивающих беспрепятственный доступ любому члену общества ко всем источникам информации. Информатизация означает широкое применение информационных технологий во всех областях деятельности, а ее ключевыми признаками являются: переориентация экономики на эксплуатацию информационных ресурсов; вовлечение профессионалов в процесс автоформализации знаний, форсирование технологического цикла развития «знание — производство — знание», а также массовое тиражирование профессиональных знаний.

На данном кратком экскурсе видно, как менялось содержание понятия информации: от ее осознания в рамках простой передачи знаний до признания за информацией глобальной роли в изменении общества и человека. Сегодня информатика рассматривается в общих понятийных рамках социального и философского понятия «глобализма» со всеми вытекающими от сюда требованиями к информации как особой социальной категории. Это и понятно и объективно обусловлено.

Содержание понятия «информация» во многом зависит от состояния научно-технического знания и, в частности, является следствием развития и поощрения на государственном уровне науки информатики. То содержание понятия информации и информатики, которое мы в настоящее время имеем, взято во многом из определения кибернетики прежде всего как технической системы.

Первые упоминания о «кибернетике» можно встретить уже в трудах древнегреческого философа Платона (около 427—347 гг. до н.э.). Под данным термином Платон понимал правила управления обществом. Спустя более двух тысячелетий французский математик и физик A.M. Ампер (1775—1836) в своем труде «Опыт философских наук» (1834) также использовал термин «кибернетика» по отношению к науке об управлении обществом. И лишь по прошествии двухсот лет совершенствования гуманитарных и естественных наук термин «кибернетика» получил современную трактовку. В 60—70 гг. XX в. проблемы исследования кибернетических систем стали довольно широко отражаться в разнообразных сферах. Появились такие науки, как: аграрная кибернетика, медицинская кибернетика, экономическая кибернетика и др.

В тесной взаимосвязи с отраслями кибернетики совершенствовались также и отрасли информатики. Однако информатика как самостоятельная научная дисциплина была признана в нашей стране не сразу и претерпела по ходу своего развития ряд содержательных изменений. Еще в 1979 г., обращаясь в письме к Президиуму АН СР, В.М. Глушков предложил понимать под информатикой особую область науки, сопряженную с разработкой, оценкой и материально-технической поддержкой систем обрабатывания информации. К данным системам он причислял и человеческие ресурсы, и техническое обеспечение (машины и оборудование), а также воздействующие на них административные, социальные и промышленные факторы.

Похожее определение предмета информатики дали в 1983 г. В.И. Гриценко, Ю.М. Каныгин и B.C. Михалевич. Согласно им информатика является комплексной инженерной дисциплиной, в предмет изучения которой входят все аспекты проектирования, формирования, оценивания и функционирования машинизированных систем обработки информации, а также вопросы влияния данных систем на разнообразные сферы социальной практики. Вместе с тем вышеуказанные авторы отмечали, что возникновение информатики как самостоятельной области исследований обусловлено развитием нового промышленного метода обрабатывания и трансляции информации, связанного с регистрацией данных на компьютерных носителях. Следовательно, информатика как наука приравнивалась к изучению информационных технологий и осуществляющих их компьютерных систем.

В том же 1983 г. А.А. Дородницын предложил заменить термин «кибернетика» термином «информатика» и сфокусировать область исследования на логико-математических и технических аспектах информационных систем и процессов. При этом ученый вычленил три составляющих информатики: программу, алгоритм и технику. Подобная подмена терминов, безусловно, не могла содействовать формированию новейшего курса науки.

Другой подход к определению информатики заметен в работах В.И. Сифорова, который сводит ее к учению об информации в целом, к так называемой информологии. По сути, данное направление совершенствует теорию информации Шеннона, а именно его теорию об источнике информации, релевантности, кодировании, шуме, канале и т. п.

Другие известные ученые — Э.С. Бернштейн и Ю.А. Шрейдер — затрагивают в своих трудах вопросы, касающиеся содержательных сторон информации. Они предлагают включить в область научных исследований взаимосвязь информации и знаний и их функции в системах общества. Тем не менее, содержательная установка в определениях информатики у них не нашла еще достаточного выражения.

Наиболее полное и в общем-то вполне приемлемое для многих ученых, как естественников, так и гуманитариев, определение информатике дал Ф.Е. Темников. Согласно ему, «информатика — это интегральная наука об информации вообще, состоящая из трех основных частей: теории информационных элементов, теории ин-

формационных процессов и теории информационных систем». Таким образом, по Ф.Е. Темникову, информатика должна изучать информацию, информационные системы и информационные процессы во всех сферах человеческой деятельности.

Каждый из указанных объектов исследования в информатике в свою очередь распадается на дробные элементы, требующие пристального изучения. Рассмотрим их подробнее и обозначим используемые при этом методы:

1) Информация выступает в качестве объекта особого рода. Необходимо изучать ее специфику и свойства, а также цели производства, преобразования и потребления. Сюда же относятся вопросы классификации и оценки информации с точки зрения ее качества и роли в принятии решений. При исследовании данных позиций используются статистические методы, методы системного подхода, методы семантики и семиотики, теории принятия решений и пр.

2) Исследование информационных систем предполагает рассмотрение понятий и свойств банка и базы данных, изучение сетей и иных информационно-коммуникационных технологий на основе применения средств вычислительной техники, телекоммуникаций и связи. Анализируются алгоритмы их формирования и употребления. При этом используются следующие методы исследования: математическое моделирование, системное проектирование, алгоритмизация, программирование и пр.

3) Информационные процессы исследуются как многоступенчатые процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации. В этом разделе чаще всего используются методы математического и графического моделирования, математической логики, алгоритмизации и пр.

В целом, из всего вышесказанного о предмете информатики можно сделать некоторые выводы. Одна группа экспертов под информатикой подразумевает науку, связанную, во-первых, с разработкой вычислительных систем и машин и технологий их образования; во-вторых, с разработкой алгоритмов решения задач управления, расчета и анализа математических моделей. В-третьих, с программированием алгоритмов и созданием программного обеспечения ЭВМ, а также с работкой данных и формированием логических и численных методов решения задач, выраженных на этапе построения математической Дели. Наконец, в-четвертых, они относят к сфере интересов информатики разработку математических моделей общественных явлений и естествознания в целях их строгой формализации. Иная же, не менее значительная группа экспертов понимает под информатикой всю область задач, связанных с использованием электронно-вычислительных машин, их разработкой и написанием программ.

Безусловно, информационное явление становится большой понятийной головоломкой ученых нынешнего века. Сейчас мы находимся в эпицентре информационно-коммуникационной эволюции, которая меняет весь наш образ жизни и труда. Коммуникативная функция информации со временем становится доминирующей, а успехи последнего времени повысили ее количество до такой степени, что отдельно взятому индивиду стало невозможно скрупулезно контролировать все поступающие знания и сводить их в целостную, внутренне непротиворечивую систему. Это явление Тоффлер назвал «блип-культурой», а не согласующиеся между собой фрагменты информации — «блипами». При их помощи человек конструирует свою модель действительности, часто не отдавая себе отчета, до какой степени тот либо другой блип отличается от реальной окружающей его обстановки.

Безусловно информация затронула и такую важнейшую область общественной жизни, как экономика, причем в самых удивительных интерпретациях и конфигурациях. Так информацию нередко и вполне справедливо рассматривают в качестве товара. Соответственно это весьма существенно трансформировало содержание понятия информации, внесло в него понятие товара. Специфику создания, распространения и применения информации в экономике изучало множество экономистов: Д. Белл, Ф. Махлуп, А. Моль, Дж. Стиглер и многие другие.

К. Эрроу сместил акценты в экономической теории при помощи двух фундаментальных фактов: информация или сигналы имеют экономическую ценность (value), и поэтому их получение и передача стоят определенных издержек; разные индивиды располагают разной информацией. Из этих, на первый взгляд, несложных и бесспорных утверждений К. Эрроу сделал фундаментальные выводы, к примеру, о том, что свободный рынок информации не ведет к эффективному распределению соответственных ресурсов, о роли координирования в данной области и «этических кодов» в принятии решений и т.п.

Другой качественный скачок в экономической теории произвел Р. Коуз: он создал теорию трансакционных издержек, оцененную по достоинству совсем недавно. Настоящая теория дает возможность проанализировать деятельность экономики и ее агентов с точки зрения информации. Ведущую роль в ней стали играть обмен информацией между агентами и их старание побороть недостаток информации. Трансакционные издержки — это расход на обмен информацией в целях ликвидации ее недостатка и взаимосвязанной с ней неясности. Р. Коуз доказал, что само формирование и величина фирм тесно увязаны со склонностью уменьшить трансакционные издержки.

Понятие информации как экономической категории еще не устоялось, с большим трудом определяется ее специфика как товара системе в экономических отношений, поэтому сегодня существует множество подходов к оценке данного понятия в экономической области. Тем не менее, уже понятно существенное различие между продукцией средств информации и прочими товарами, наполняющими свободный рынок. Информационная политика в сфере информации должна отображать культурные и социальные требования, а также соответствовать нуждам формирования подходящих условий для использования новых рынков. Необходимо учитывать влияние новейших информационных услуг. В случае, если не будет найден сбалансированный подход к данному вопросу, зарождающееся информационное общество может приобрести целый ряд отрицательных экономических черт.

Надо сказать, что ни социальные институты, например, экономика, ни граждане, ни основная масса делового мира к новейшим информационным технологиям до конца пока еще не подготовлены. Это можно проследить на примере работы классических средств информации: они по-прежнему в своем большинстве отгорожены от динамичного процесса изменений, хотя именно построение подлинного информационного общения может способствовать упрочению демократических ценностей и общественных институтов. Приведем лишь отдельные из возможных достоинств:

• появление новых возможностей исполнения информационной миссии. Поток информации, который ныне легко доступен любому человеку, позволяет в большей степени формировать объективный образ действительности;

• увеличение экономической активности и как результат большее количество рабочих мест для специалистов различного профиля. Информация — это также и большое поле приложения сил, что позволяет создавать все новые и новые, интеллектуальные рабочие места;

• существенный рост количества доступных информационных каналов, а соответственно и информации, что существенно поднимает уровень плюрализма. В свою очередь это объективно обеспечивает развитие демократических процессов, причем в разных странах независимо от общего уровня экономического развития.

* * *

Особенность нашего времени состоит в качественной и количественной трансформации информационной технологии и информационных потоков, которая требует, формирования такого понимания информации, которое позволило бы защитить индивида от навязывания ему чуждой модели реальности и позволило бы выбрать адекватные способы самореализации в окружающем мире. Тщательный подход к формальному, казалось бы, вопросу определения информации дает возможность по-новому взглянуть на проблемы, стоящие перед обществом. Вследствие этого при разработке таких актуальных на сегодня тем, как информационные войны, информационная безопасность, информационное общество, и аналогичных им необходимо проанализировать тот фундамент, на котором они базируются, и определиться со всеми ключевыми понятиями.

Винер Норберт