Введение

 

В последние десятилетия проблемы информатики и информатизации стали настолько актуальны, что в научной и популярной литературе, а несколько позже — и речевом обиходе, появились и приобрели право гражданства такие термины, как «информационная эпоха», «информационное общество» и даже «информационный кризис». Безусловно, такое внимание к новому «системообразующему» явлению — информатизации практически всех сфер жизни общества и индивида — имеет объективные причины. Одна из них — это все возрастающая потребность в самой разнообразной, глубокой и объективной информации во всех областях общественного развития. Другая — необходимость понять и оценить все следствия (как позитивные, так и негативные) тотальной информатизации. Отметим, что возникающие в связи с этим вопросы и стали основной причиной разговоров об «информационном кризисе». Кроме того, появилась новая проблема, связанная с поиском информации и, нередко, с необоснованной ее закрытостью. Информацию не всегда легко найти, а в некоторых случаях это сделать практически невозможно. В результате в информационном пространстве происходит постоянный круговорот: от изобретенного и похороненного под завалами нередко ненужной информации — к новому изобретению того же самого. И эта проблема становится все более актуальной.

Длительное время в теме информации доминировал технический подход: вся информатика сводилась исключительно к описанию и изучению создания, передачи и хранения информации, формирования банков или базы данных, проблем кодирования и раскодирования информации, единиц ее выражения, вопросам восприятия информации и пр., и пр. Особую роль здесь сыграло создание компьютера и появления Интернета. Эти два великих изобретения и определили информационную составляющую современности. Разумеется, технологизацию информационных процессов обусловили объективные причины; информатика не была бы таковой, если бы не были созданы специальные технические средства. Поэтому всю вторую половину прошлого века можно рассматривать как период развития техники и технологии информационного обеспечения самых разных общественных задач. И надо сказать, что общество, точнее, ученые, разработчики технических систем с достоинством справились с этими задачами.

Однако технические инновации в какой-то момент оказались оторванными, и весьма значительно, от нужд и запросов общества и индивида. Технические системы создавались как бы сами для себя и существовали сами по себе. Это — одна из издержек технического прогресса: чем больше технических средств создавалось, тем в большей степени, по сути — в геометрической прогрессии, — эти технические средства (при помощи человека, конечно) создавали новые технические средства, и так до тех пор, пока не становились весьма ощутимой экономической проблемой. Затраты на создание техники могли превысить отдачу от нее, причем не только в экономической сфере. Частично это происходит и сегодня: при всем том, что имеющиеся технические средства дают возможность транслировать огромное количество информации, воспользоваться ею оказывается весьма трудно. Подтверждается тезис о том, что техника в принципе не может и не должна быть доминантой в обществе, в его социокультурных, экономических и других составляющих.

В связи с информационным бумом возникла еще одна проблема: мера участия человека в информационных процессах. Длительный период он оставался в их тени, в то время как эти процессы все больше приобрели обвальный характер. Человек создавал, продавал, налаживал системы и технику, но он не участвовал в процессе взаимодействия субъектов информационного пространства. Большинство индивидов выступало только в роли пассивных потребителей той информации, которая им предлагалась на рынке информационных услуг. Не общество, в лице его граждан, регулировало информационные потоки, а, фактически, информационные потоки, причем складывающиеся нередко весьма стихийно, регулировали социальные отношения и систему взаимодействия субъектов уже всего или большей части общества. В результате, перед социумом встал вопрос о его собственном информационном обеспечении. Возникло и укрепилось убеждение, что в этой сфере деятельности людей, социальных групп, социума в целом не все в порядке, и там происходят уже не управляемые процессы. Собственно, это и сделало информационную проблему (причем в самой широкой ее постановке) приоритетным вопросом для современного мирового сообщества.

Как известно, общество — во всех системах и звеньях — должно управляться и регулироваться. Рынок, как необходимая часть его функционирования, — тоже. Рынок научного труда, на наш взгляд, это, прежде всего, свобода творчества интеллектуальных личностей, ни чем не ограниченных в своем стремлении создавать новое. Но реализовать результаты их труда невозможно без тщательной подготовки, прогнозирования, планирования и пр. В противном случае это творчество не принесет своих плодов всему обществу, а останется уделом только выдающихся интеллектуалов и их небольшого ученого окружения. (Разумеется, не следует путать эту позицию с той архаичной теорией управления, которая существовала в стране совсем недавно и которая вполне справедливо была отвергнута.) То же самое касается и информационного пространства: к сожалению, и на сегодняшний день оно фактически остается вне поля какого-либо управления и регламентации и так же отдано на откуп рыночной (базарной, по сути) стихии.

Социальный контроль и управление по рыночной схеме в информационном пространстве это, прежде всего, система свободного взаимодействия всех заинтересованных субъектов, а не узкой группы людей и отдельных социальных групп. Субъекты взаимодействия не могут быть только техническими специалистами, при всем признании их заслуг в техническом совершенствовании средств информации. Кроме того (и, может быть, более значимо), информационное пространство не может «курироваться» отдельными общественными группами, прежде всего — властными, с целью ограничения населения в доступе к информации или манипулирования ею. Еще хуже, когда информационное влияние осуществляется извне страны со строго определенными целями, чаще всего не направленными на ее благо. Поэтому еще раз повторим: в информационном пространстве должны свободно участвовать все заинтересованные субъекты на основе совместно выработанных правил и законов информационного обмена, преследующих в первую очередь реализацию общественных интересов и целей.

Информационным вопросам было посвящено и посвящается немало специальной литературы, в том числе и учебной, ориентированной по преимуществу на технические вузы и подготовленных специалистов. Длительное время в ней, а также в широкой печати превалировал технический подход к описанию и восприятию информационных проблем. В учебниках по информатике для вузов, скажем, пятилетней давности в основном рассматривались технические аспекты: автоматизированные системы управления, компьютеры и вычислительные системы, устройство ЭВМ, разнообразные сети, коммуникаторы и маршрутизаторы, базы данных, сервисные сети Интернет и пр., и пр. Наши исследования этого материала (порядка 1000 источников) показали, что примерно 80% литературы по информатике в той или иной степени посвящены именно техническим вопросам в развитии информационного процесса. Безусловно, это нужная литература, сыгравшая большую роль в обучении студентов информационным техническим средствам и умению оперировать ими. Без нее ни о каком информационном прорыве не могло быть и речи.

В последние годы наблюдается отход от чисто технического освещения информационных процессов, что, на наш взгляд, является несомненным шагом вперед. Сейчас в подобных работах все чаще встречаются попытки так или иначе связать уже созданное информационное пространство с теми или иными социальными потребностями общества. В частности, начинают использовать технические достижения в области электроники и вычислительной техники, например, в логистике, управлении, в дистанционном образовании, товарообороте и обороте документов, контролинге, бизнесе и пр., и пр. Имеются попытки рассмотреть вопросы правового содержания информационного обмена. Но этот процесс пока ограничен рамками простого приспособления (и не всегда удачного) технических средств к уже имеющимся областям деятельности. Иными словами, до настоящего времени так и не удалось сделать технические средства органической частью общественного развития, например, применить технологические наработки к управлению социальными системами.

Особую остроту в последние годы приобрела проблема информационной безопасности в связи с общими вопросами военной, экономической и социальной безопасности государства, человека и общества. Это связно с развернувшейся информационной войной против нашей страны со стороны сопредельных и дальних государств. Любая экспансия — политическая, военная, экономическая — начинается с информации и дезинформации, причем целенаправленной, изощренной, ориентирующей народ на разделение по национальным, религиозным, территориальным признакам, т.е. приводящая к дестабилизации страны. Это — общий принцип экспансии, проверенный за многие века и успешно действовавший, как правило, при попустительстве правителей.

Осознав важность информатизации общества как особого социального феномена, в научных и политических кругах стали больше внимания уделать общим теоретическим, методологическим, инструментальным и практическим вопросам информационной безопасности, рассматривая ее в рамках общей теории безопасности. Однако нельзя сказать, что эта теория приобрела законченное теоретическое и идеологическое оформление. Но процесс теоретического осмысления идет столь быстро, что в ближайшие годы можно ожидать весьма внушительного прогресса в этом направлении. Нельзя не отметить: если речь заходит о безопасности страны, процессы осмысления и выработки соответствующих концепций идут быстрыми темпами и, как правило, завершаются принятием правильных решений.

Как уже отмечалось, в соответствующей литературе постепенно формируется установка на исследование социальной составляющей информационного пространства. Исследователи все чаще пишут о человеке в информационном процессе, задаются вопросом о сущности и содержании информации в социальном контексте. Идет постоянный и содержательный поиск ответов на вопросы:

• какую роль играет информация в социальном развитии общества;

• чего больше ожидать от информации — вреда или пользы;

• можно ли ею управлять и надо ли это делать;

• каким образом определить цели и задачи информации в социальном пространстве и вписать ее в разнообразные социальные, экономические, политические (и, конечно же, технические) процессы?

Наконец, все чаще ставится принципиальный вопрос: информация — это цель или средство развития общества? И ответ на него не так тривиален, как может показаться на первый взгляд.

Цель настоящего учебного пособия — взглянуть под иным углом зрения на информационные процессы, протекающие в современном обществе, с учетом специфики социально-политических и экономических процессов XXI в. Мы стремимся определить социальную составляющую информационных процессов, более того, показать органическую взаимосвязь информации и социального развития. Другими словами, задача настоящей работы — анализ места и роли информации в современном обществе и самого общества в контексте информационного пространства.

Безусловно, мы тем самым уходим от рассмотрения технической стороны информационных процессов, учитывая, что этим вопросам посвящено немало хорошей специальной литературы. Поэтому мы только обозначим контуры (как без этого?) технической стороны проблемы, предполагая, что заинтересованные читатели смогут легко найти соответствующую литературу.

В настоящей работе мы рассмотрим такие вопросы, как теория и история информатики, ее основные термины и понятия, и, в первую очередь, понятие «информационное общество». Мы остановимся на таких аспектах, как: информация и знание, информация и наука, информация и личность, информационная безопасность, коммуникативные процессы в информационном пространстве и др. Конечно, говорить о полном и всестороннем освещении социальных вопросов информатики нельзя — это работа многих ученых из смежных отраслей знания. Однако в своем исследовании мы попытаемся обосновать необходимость именно социального анализа информационных процессов.

Теперь кратко остановимся на том, какие основные проблемы и положения выносятся на обсуждение в нашей работе. За основу мы взяли следующее положение: информация — это еще не востребованное знание. Другими словами, информация рассматривается нами как некая, чаще всего стихийная и слабо структурированная, совокупность именно знаний (блоков знаний), ибо вне какой-либо концептуальной формы информация не может существовать. Но если знание приобрело концептуальную форму, то оно — уже готовое знание, т.е. может быть актуализировано и использовано для решения поставленных задач. Разумеется, такое знание может оказаться и неактуальным, не быть востребованным обществом, но при этом оно может готовиться, так сказать, впрок для решения каких-то будущих задач. Таким образом, информация рассматривается нами как некое слабо структурированное пространство, содержащее в себе только блоки готового знания, как правило, для решения типовых задач. Кроме того, эти блоки используются (чаще всего в качестве элементов знания) для подготовки нового знания при решении различных нетиповых задач.

Очевидно, что информация как система существовала всегда, однако можно выделить два основных этапа ее развития (или две формы ее существования — так как первая форма остается и на втором этапе). Первый этап (форма) — это межличностная информация, передаваемая друг другу непосредственно. В таком качестве она существовала на протяжении сотен тысяч лет и в настоящее время вряд ли можно говорить о ее исчезновении. Эта форма межличностной и непосредственной передачи информации и информационного обмена остается востребованной и в настоящее время, поскольку решает свои специфические задачи (на которых сейчас мы останавливаться не будем).

Но за последнюю тысячу лет и, особенно, за последнее столетие в информационном обмене произошла коренная трансформация, которая вполне может быть названа революционной. Информацию стали записывать на каком-нибудь физическом носителе: камне, пергаменте, бумаге, наконец, на электронных носителях. XX век — это век бурного развития именно технических электронных средств фиксации, а соответственно и передачи информации. Такой подход обеспечил и не менее бурное развитие общества, качественное изменение всей его системы. В первую очередь это обусловлено тем, что информация стала передаваться без искажений, в любое время и в любом месте, в том числе и последующим поколениям. Происходило накопление знаний из поколения в поколение. Выдающуюся роль в этом сыграло, конечно, изобретение книгопечатания, появление книги, которая дошла и до наших дней по сути в неизменном виде. Книга была поистине гениальным изобретением сродни изобретению самой письменности.

Другая важная составляющая истории развития информационного обеспечения — постоянное наращивание объемов и скорости информационного обмена. Другими словами, с развитием технических средств в единицу времени стало передаваться все больше и больше единиц информации. Соответственно, время передачи информации от ее производителя до ее потребителя постоянно сокращается. Достаточно сослаться на электронную почту и чат, на передачи визуальной информации, например, по Skype (не совсем еще совершенной, но это дело времени и, скорее всего, ближайшего). Таким образом, в современном мире большая часть общества взаимодействует и потребляет информацию в неком едином времени.

Если использовать известный философский постулат, что все в мире изменяется и в любой сколь угодно малый отрезок времени мир уже иной («как в одну и ту же реку ты не ступишь дважды» — Гераклит), то можно понять важность получения информации в нужное время. Информация, которая не получена вовремя, всегда — прошлое знание и уже отличается от реальной действительности, а соответственно является устаревшей. И чем больше времени она не передается, тем больше она отличается от реальности. Можно вывести следующую закономерность: единица искажения (несоответствия) или устаревания информации зависит от времени ее опоздания к получателю. Чем больше времени требуется для передачи информации, тем больше (в геометрической прогрессии) ее несоответствие объективной реальности, стало быть, решаемой задаче. Особенно остро это ощущается в военное время, в моменты ведения военных действий, в экономической конкурентной сфере и пр.

Изменение скорости и объемов передачи информации весьма существенно повлияло на общество, его цели, задачи и структуру. Прежде всего, возросли темп жизни и скорость решения многочисленных задач за условную единицу времени. И этот процесс все более нарастает, приобретает характер коллапса и становится «головной болью» общества. Информационные процессы показали свою обратную сторону, точнее, неспособность людей пользоваться ими себе на благо. Не все слои общества могли включиться в них, а среди тех, кто включился, до сих пор нет согласия по основным вопросам использовании информационных достижений.

Иными словами, информатизация общества породила множество проблем, с которыми мы пока еще не можем справиться. Парадокс: все согласны с тем, что она нужна, но не все догадываются, как ею

пользоваться. Социальная составляющая информационного процесса, или информационная составляющая социального, становится, таким образом, проблемой, разрешение которой зависит от того, каким образом они пойдут навстречу друг другу.

Сейчас перед обществом и, в первую очередь, перед учеными и программистами стоят две важнейшие задачи в области информации. Первая задача — установление более или менее жесткой структуры информации и формирования соответствующей новой базы знаний. Это должно обеспечить изначальное распределение информации по известным площадкам, которые станут более доступны ее потенциальным пользователям.

Вторая задача — совершенствование методологии и методики поиска необходимой информации. Речь, разумеется, идет не о поиске по словам как признакам, а о поиске смыслов, которые также выражены в каких-то признаках. Однако решить эти задачи возможно только при условии, что информация будет рассматриваться в обществе в качестве составляющей части всего процесса социального развития. Методология поиска и структурирования поля информации зависит исключительно от поставленных задач. Если ранее ставились задачи развития технической основы производства, хранения и передачи информации, то сегодня обозначились новые — задачи социального порядка.

Как мы уже отмечали, настоящая работа не претендует на полный анализ социальной проблематики информационных процессов. Ее задача намного скромнее — поставить и обосновать вопрос о необходимости нового подхода к исследованию информации и информатики. Насколько удалась эта задача — судить уже читателю.

Москва ,2008 г.

 

Глава 1 Понятия информации и информатики

 

«Понимание общества возможно только на пути исследования сигналов и относящихся к нему средств связи и что в будущем развитию этих сигналов и средств связи, развитию обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль.»

Винер Норберт

 

Понятие «информация» в технических системах. «Информология». Понятие «информация» в социальном контексте. Семантический аспект понятия информации. Понятие «информация» в законодательных документах. «Информация» и «информатика» в трансформирующемся мире. Винер Норберт. История кибернетики (Из книги «Кибернетика и общество»).

 

Наша цивилизация насчитывает не один десяток веков — за это время развивались и опровергались философские системы, далеко вперед шагнула научная мысль. Совершив однажды интеллектуальный рывок, перенесший его на новую ступень эволюции, осознав себя и свое место в этом мире, человек разумный с тех пор не мог, да и не хотел остановить сладкий процесс познания — неважно, сколь горькие плоды приходилось ему при этом пожинать. Вопрос о том, что было в начале всего сущего — дух, материя или что-то иное, мучил людей не одно поколение. Так или иначе, нет ни одной религии, философского течения или культа, где бы ответу на него не отводилось подобающего места.

В процессе становления науки немало было положено усилий, чтобы понять природу, количество и связи элементов, лежащих в основе всего мироздания. Однако до сих пор мы не имеем четкого ответа на этот философский вопрос. Часть знания приходит к нам интуитивно, другая же состоит из убеждений: научных, в основе которых лежит система доказательств, и мировоззренческих, религиозных, основывающихся на вере. Многое, понятное нам на интуитивном уровне, трудно даже озвучить, тем более, невозможно обосновать.

Процесс интеллектуальной деятельности представляет собой сложную игру человека в вопрос-ответ, часто игру ассоциативную, наподобие шарад. Между двумя пунктами мысли («видимым» отправным пунктом вопроса, с одной стороны, и «невидимым» конечным пунктом ответа, с другой) лежит игровое поле умственной деятельности, границы которого неопределенны. На нем, согласно заданным правилам (методам), совершается поиск. Интересно, что по мере продвижения вперед мы не только не приближаемся к пункту назначения, ответу, но и все больше теряем из виду точку отправления, вопрос. Иными словами, ответа нет, а вопросы множатся, вытекают друг из друга. Один обследованный участок волшебным образом открывает тропинки к двум непознанным. Таков механизм познания, изменить его невозможно: любая поломка ведет к «ступору» человеческой мысли.

Что характерно для целого, характерно и для всех его частей. Следовательно, обозначенную особенность процесса познания необходимо учитывать и при организации процесса информации. Осуществляя какую-либо информационную деятельность и особенно в условиях недостаточного обеспечения информационными ресурсами, как это часто бывает в жизни, следует, прежде всего, очертить границы информационной системы, т.е. определиться с ее ареалом. И говоря об информации, мы, как правило, предельно абстрагируемся от содержания данного термина. Другого пути нет, просто в силу неопределенности и самого понятия и соответственно области ее применения и использования. Поэтому давать однозначное определение тому, что мы в принципе можем вкладывать в понятие информации, довольно сложно: любой смысловой «ярлык» остается актуальным, точным только при определенном стечении обстоятельств и времени.

 

Понятие «информация» в технических системах

Термин «информация» ведет свои истоки от латинского слова Informatio — «осведомленность», «разъяснение», «истолкование». На протяжении множества столетий он неоднократно менял свое значение. Изначально под информацией понималось представление, понятие, а уже позже так стали обозначать сведения и передачу устных или письменных сообщений. Но если оставаться на позиции изначальной этимологии слова, то невольно соглашаешься с тем, что понятие «информация» содержит в себе в качестве этимологической основы понятие «форма», которая в свою очередь содержит в себе некое знание, опять же как осведомленность, истолкование и пр.

С середины XX столетия информация становится общенаучным понятием, одним из основных в кибернетике. Во многих энциклопедиях и словарях в обобщенном варианте можно прочитать, что информация — это одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний.

«Информация»— это... Информация. К сожалению, такого «тривиального» определения термину «информация» найти не удалось, и даже более того, определения, построенные по схеме «это называется», — заведомо уязвимы из-за своей незаконченности, которая может проявиться после изменения (расширения) смысла объектов или явлений, используемых в определении. Ибо сохраняется вероятность появления в уже известных объектах ранее неизвестных свойств, что меняет ранее выработанное понятие; сохраняется также возможность обнаружения ранее неизвестных объектов или явлений, свойствам которых ранее выработанные первичные понятия не вполне отвечают или даже совсем не отвечают» — писал Джон Миллер2.

«В широком смысле информатика (ср. со сходными по звучанию и происхождению нем. Informatik и фр. Informatique, в противоположность традиционному англоязычному термину computer science компьютерные науки — в США или computing science вычислительная наука — в Британии) есть наука о вычислениях, хранении и обработке информации. Она включает дисциплины, так или иначе относящиеся к вычислительным машинам: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.

Согласно тезису Черча—Тьюринга все известные типы вычислительных машин качественно эквивалентны в своих возможностях: любое действие, выполнимое на одной вычислительной машине, также выполнимо и на другой. Тезис иногда преподносят как фундаментальный принцип информатики, обращая особое внимание на машину Тьюринга и машину фон-неймановской архитектуры, поскольку они имеют явное сходство с большинством из ныне действующих компьютеров. В рамках современной информатики ученые изучают также и другие типы машин, не только практически осуществимые (такие, как параллельные и квантовые компьютеры), но и сугубо абстрактные математические модели (к примеру, машина случайного доступа, которая имеет бесконечное число регистров).

Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах (теория вычислимости и искусственный интеллект), каким образом можно решать специфические задачи с максимальной эффективностью (алгоритмы), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры данных), как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки программирования) и т. п.

Отдельной наукой информатика была признана лишь в 1970-х; до этого она развивалась в составе математики, электроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в лингвистике. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные методы и терминологию».

В настоящее время рассматриваются три фундаментальные и взаимосвязанные субстанции мира: материя, энергия и информация. Масса рассматривается как мера воздействия гравитации на материю и мера инерции; энергия — как мера движения материи; информация, понятая в количественном смысле, — как мера организации, присущей материальным объектам.

Вышеприведенное определение не дает полного представления понятия информации, а касается ее количественной стороны. То же самое и относительно формулы Шеннона, которая ориентируется на понятие «количество информации», определяет, что «общее количество информации в системе есть сумма ее величин, воплощенных в состояниях системы». Первоначально формула Шеннона была создана для нахождения экономичного кода при передачи информации по каналам связи, ограничивалась рассмотрением дискретных систем с конечным количеством состояний . Можно сказать, что в настоящее время вряд ли мы найдем такое общее определение информации, которое было бы годно на все случаи жизни при анализе совершенно разных объектов. «Не существует понятия «информации вообще», т.е. как выражения чего-то общего, присущего одновременно количеству информации и содержанию информации. В этом отношении понятие информации аналогично понятию стоимости: в классической теории стоимости признается понятие стоимости товаров, которая рассматривается как количество воплощенного в них труда и потребительской стоимости, которая рассматривается как совокупность их потребительских качеств; но отсутствует понятие стоимости вообще, как выражения чего-то общего между двумя сторонами товара». Из этого ясно, что нынешнее определение понятия «информация» носит не только неопределенный и по сути не отвечающий на вопрос, что такое информация, и несет еще и двойственный характер: она имеет конкретное содержание (качество) и абстрактное количество .

Под информацией в широком смысле слова понимают отражение реального мира; в узком смысле — произвольные данные, которые являются объектом хранения, передачи и преобразования. Информацией в наше время называют: обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, машиной и машиной, программой и программой и т.д.; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (так называемая генетическая информация). Постепенно смысловое наполнение термина все более расширялось. Информация — это и сведения, поступающие к нам посредством телевидения, телеграфа, радио, телефона; и сведения, хранящиеся в архивах, библиотеках, базах данных. К информации относятся показатели измерительных приборов, привкус пищи, всевозможные запахи и т. п.

По мере расширения содержания данного понятия нарастала необходимость осмысленной организации процессов движения и обрабатывания информации. Лишь рассматривая обмен информацией в целом, в качестве глобального явления, можно обнаружить его общие черты и закономерности, знание которых может стать весьма важным при исследовании и построении каждой отдельно взятой реализации настоящего явления.

Выполнение этой задачи взял на себя в 1948 г. профессор математики Массачусетского технологического института Норберт Винер. В работе «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» он представил кибернетику как теорию управления и переработки информации. Под информацией стали понимать не все подряд сведения, а лишь те сведения, которые были новыми и приносили пользу для принятия каких-либо решений, обеспечивающих достижение цели управления. Другие же сведения информацией не являлись.

Н. Винер отметил фундаментальные основы управления и позволил установить общие свойства в различных средах — в природе, обществе, технике. Более того, Н. Винер попытался создать семантическую теорию информации, которая затем получила дальнейшее развитие. Ее сущность заключается в том, что для постижения и применения информации ее адресату необходимо иметь некоторые знания, поскольку абсолютная неосведомленность последнего перекрывает возможность получения им какой-либо значимой научной информации из сообщения о данном вопросе. Знание общих свойств окружающего мира дает возможность формализовать многие процессы в этих средах, применив мощный математический аппарат и средства компьютерной техники.

В 1949 г. К. Шеннон и У. Уивер написали работу «Математическая теория связи». В данной статье (и в ряде других) для нахождения объема передаваемой информации они предложили использовать вероятностные методы, базирующиеся на охвате, преимущественно, знаковой структуры информации. В XX столетии стали бурно развиваться разнообразные средства связи (радио телеграф, телефон), конечная цель которых состояла в передаче сообщений. Их применение вызвало к жизни целый ряд вопросов: каким образом обеспечить надежность связи при существовании помех, какой метод кодирования сообщения использовать в том либо другом обстоятельстве, каким образом оптимизировать соотношение длины и смысла сообщения при кодировании и некоторые другие.

 

«Информология»

Вышеуказанные задачи требовали разработки теории передачи сообщений, или теории информации, которая смогла бы обосновать возможность измерения информации. При этом термин «информация» в разрабатываемых научных концепциях, соответственно, получил качественно иную трактовку, нежели в обыденной речи, отражая те или иные рубежи развития отдельной системы знаний, которую называют общей теорией информации либо «информологией». Информология — наука о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.

 

Дубровский Е.Н. в работе «Информационно-обменные процессы факторы социального развития» пишет: «Теория информации «в смысле Шеннона» возникла как средство решения конкретных прикладных задач в области передачи сигналов по каналам связи. Поэтому, по существу, она являлась и является прикладной информационной наукой. Семейство таких наук, специально изучающих информационные процессы в том или ином их специфическом содержании и форме, во второй половине нашего века растет довольно быстро. Это — кибернетика, теория систем, документалистика, лингвистика, символическая логика и др. Стержнем, объединяющим все эти исследования, служит общая теория информации — «информология», в основу которой и положены синтаксические, семантические и прагматические концепции информации».