Музейные предметы. Музейная коллекция.

Кон 80-х, 90-х

-появл нов частных музеев- художественных, исторических.

 

 

Снчало используется различные виды и типы предметов

К нач 19 в нач складываться и обобщающие названия- древности( памятники) – созданное человеком

- натуралии – естественно- научные образцы

 

Нач 30 –х гг – понятие- Музейный предмет – ак Ник Мих Дружинин – научн секретарь Музея Революции нач 30-х

 

Музейный предмет, как некий феномен. Авраам Моисеевич Разгон

- движимый объект изъятый из естественный среды своего бытования и включённый в музейное собрание

 

Должен соответсв 2 условиям

- долж явл источником знания,(свидетель события)

- долж быть пригодным, для использования в музее

 

Предварительный статус – предмет музейного значения.

- в отличии от музейного предмета – продолжает своё

-ценность его как источника некоего опознания предварительно определена( ценность всегда – переменчива)

- процедуры – выявление

-изъятие

- приём на учёт и хранение в музей. ( документации и консервации)

-первичная научная обработка предмета( оформление паспорта)

В ходе этих стадий происходит радикальное изменение значение этого объекта, на первый план – значение объекта – как историко-культурного памятника, а раскрыть это можно из контекста взаимоотношений с др предметами( система вещей) – в контексте. Знать о предмете.

 

Соотношение – музейный предмет – памятник

Памятник – объект наследия приобретающий высокую оценку в общественном сознании, как связанный с какими то общественно значимыми явлениями природу, культуры, общества

- категория ценностная, определяема самим обществом в данный момент времени

- только часть музейных предметов явл памятниками( напр натуралии не связанные с важн персоной)

 

Группы памятников – природы

-истории и культуры – археологи, истории, архитектуры, искусства, науки и техники.

 

Свойства музейного предмета – информативности

-аттрактивнгсть

-экспрессивность

 

Информативность – св-во отражающ возможность предмета выступать прде

Внутренний уровень информативность – информация в предмете, атрибутивные признаки – назначение, размер, вес, форма, материал, клейма, надписи – извлечь из самого памятника, практически не используя контекста

Внешний уровень – о его истории, среде бытования, событиях с ним связанных, лицах..

 

Информационный потенциал– совокупность информации

-атрибутивные характеристики – вес, матер, техника

- информация зафиксированная самим предметом как носителем – рисунок, надпись

- инфо о происхождении предмета, его назначении, бытовании

 

Информационное поле – та часть того инфо потенциала кот нами уже выявлена – меньше.

- обособленность по отношению к самому предмету( в случае полн или частичной утраты предмета – восстановить). Автономность.

-возможность особой репрезентации муз предмета – копия.

 

Атрактивность( привлекательность) –за счёт внешних данных - размер, формы, цвет

- наиб атрактивностью облад в перв очер предметы искусства

 

Экспрессивность - возможность данного предмета воздействовать на чувства человека, вызывая определённые реакции – древность, уникальность, связь с опред историческими личностями…

-раскр содержание предмета, морфологию, семиотику.

 

 

Критерии музейных предметов- на основании чего осуществляются оценки

1- Репрезентативность – наиболее полное отражение явления действительности. ( наиб распространённым, как характеризующее в первую очередь данную эпоху). Зависит от понимания истории вообще.

2- Уникальность – явлений природы, событий общественной жизни, деятелем

3- Подлинность – значение музейного предмета определяется его подлинностью. Хотя далеко не всегда.

4- Ассоциативность – предмет интересует нас не сам по себе( шедевр), способность предмета рассказать о реалиях своей культурной среды. Связать этот предмет с современной культурой.

 

Совокупность этих качеств – определяет музеальность

- как особое отношение человека к предмету

- наибольш музеальностью обладают материальные предметы – подлинники – те, кто принимал непосредственное участие , являются частью той самой действительности.

- не зависит от информативности предмета( наиб информативность – у письмен документов- объём, содержание)

- муз- зависит от материальных характеристик предмета( фактурности)

- набор устойчивых физических признаков – объём, цвет,

 

То насколь ко выражены спец свойсва 0 опред ценность

 

Научная ценность рпедмета - насколько тот или иной предмет может лужить источником информации , чем выше потенциал информационны

 

Историческая ценность – репризинтативность

 

Мемориальная – выявлен связи предмета и события, деятеля. Установить лишь изучением его происхождения и бытования

 

Художественная – эстэтические переживания

 

Совокупность – Музейная ценность, значимость для музейного использования