Значение изучения истории.

Для чего и как изучают историю

ТЕМА 22 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI в.

ТЕМА 21 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА

ТЕМА 20 СТРАНЫ АЗИИ В 1918-1939 гг.

ТЕМА 19 РОССИЯ В 1918-1941 ГГ.

ТЕМА 18 СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 1918-1939 ГГ.

ТЕМА 17 РОССИЯ В 1917 г.

ТЕМА 16 ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

ТЕМА 15 РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В.

ТЕМА 14 МИР В 1900-1914 ГГ .

ТЕМА 13 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

ТЕМА 12 СТРАНЫ ВОСТОКА В ПЕРИОД КОЛОНИАЛИЗМА

ТЕМА 11 РОССИЯ В XIX в.

ТЕМА 10 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В XlX В.

ТЕМА 9 СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI-XVIII ВВ.

ТЕМА 8 РОССИЯ В XVI —XVIII ВВ.

ТЕМА 7 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVI —XVIII вв.

ТЕМА 6 НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ

ТЕМА 5 ИНДИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА

ТЕМА 4 ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К МОСКОВСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА

ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

ТЕМА 1 ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в.

 

 

РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Можно привести немало высказы­ваний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поуче­ние для настоящего, предостережение для будущего, а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».

В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает луч­ше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все различия между настоящим и даже совсем недав­ним прошлым, нетрудно увидеть, что многое в жизни человече­ства остается неизменным с момента его появления на Земле.

Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого всегда должны были трудиться, используя при­родные ресурсы. Они взаимодействовали друг с другом, объеди­няясь в различные общности. Между этими общностями (племе­нами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили столкновения и одновременно существова­ли взаимовыгодные связи и сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное зна­чение в его жизни имели проблемы, связанные с духовной жиз­нью (религия, культура).

Все сферы жизни человеческого общества имеют свои законо­мерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрев дей­ствие этих закономерностей в прошлом, можно использовать их и в современном мире. Русский философ Арсений Гулыга считал,

что история — это школа поведения и в прошлом люди ищут и находят верные образцы. По его мнению, опыт истории — вер­ный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы.

Правда, существует еще один известный афоризм: «История учит, что она ничему не учит». Новые поколения людей часто совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, так происходит из-за чувства превосходства каждого нового поко­ления: ведь людям в прошлом было неизвестно многое из того, что знает любой современный человек. Но надо помнить, что люди во все времена решали задачи (иногда удачно, иногда нет) не менее сложные, чем стоящие перед современным человечеством.

С другой стороны, не использование «уроков истории» проис­ходит и из-за недостаточного знания этой науки. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его профессии.