РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В АНГЛИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В атмосфере оживления рабочего движения, сквозь толщу на­носных, навязанных буржуазией взглядов, вкусов, понятий в мас­сах вновь стали пробиваться ростки никогда не умиравших подлин­но народных идеалов, народного представления о добре и зле, прав­де и справедливости, любви и счастье.

Появились, как и во времена чартизма, рабочие-поэты, добив­шиеся наибольших результатов в жанре песни. Лондонский докер Джим Коинел в дни стачки 1889 г. написал песню «Красный флаг», которая сразу же была положена на музыку и стала популярным гимном английских социалистов.

Самым выдающимся поэтом-социалистом, вклад которого в анг­лийскую поэзию вынуждена была признать и буржуазная критика, был У. Моррис. Именно на 80—90-е годы, т. е. на период активной деятельности в социалистическом движении, падает расцвет его таланта. Великолепные «Гимны для социалистов» написаны в тра­дициях Шелли п Байрона. Здесь и космические образы, выражаю­щие масштабы назревавших исторических сдвигов, и гневная сатира, и прямой призыв к восстанию. Но революционная перс­пектива у Морриса несравненно яснее и конкретней, чем у вели­ких поэтов-романтиков начала XIX в.: он говорит не просто о свер­жении тиранов, а о революции социалистической.

Из прозаических произведений Морриса наибольшую извест­ность получил переведенный на многие языки утопический роман «Вести ниоткуда». Революционные убеждения Морриса прояви­лись здесь в попытке рассказать, как произошла «перемена», после которой установился идеальный строй будущего. Социализм (или, как предпочитал говорить Моррис, коммунизм) придет не в ре­зультате социальных реформ, а лишь в ходе революции.

Само же общество будущего Моррис показывает со всей силой своего художественного дара. Отмечая, что вся тяжелая работа «выполняется неизмеримо усовершенствованными машинами», предвидя могучий прогресс техники, Моррис, однако, рассматрива­ет его лишь как необходимую предпосылку счастливой жизни опи­сываемых им людей. Радость же люди получают от ручного, ремес­ленного труда, который настолько индивидуален, что превращает­ся в искусство. В этом сказывается, конечно, давнее увлечение Морриса средневековьем, но за наивными картинами сельской идиллии явственно проступает главная мысль о труде-потребности, труде-творчестве, труде-наслаждении.

Как и во времена чартизма, подъем рабочего движения не толь­ко дал толчок развитию тех явлений культуры, которые возпикали в недрах рабочего класса или близкой ему интеллигенции, но и способствовал усилению демократической струи в творчестве дея­телей культуры, не связанных с борьбой пролетариата.


Отнюдь не случайно в этот период возрождается национальная школа английской музыки. Ведь со времен Перселла Англия не дала миру сколько-нибудь значительного композитора. Капита­лизм едва не убил английскую национальную музыку; во всяком случае, и в самой Англии и за рубежом успела возникнуть легенда о врожденной немузыкалъности английского народа. А между тем народ пел старинные песни, складывал новые стихи на общеизвест­ные мелодии и тем сохранял их, развивал, создавал новые.

И вот видный деятель музыкальной культуры Сесил Шарп, про­делав титаническую работу, собрал и издал сборник «Английская народная песня». Это была борьба за демократическую националь­ную музыкальную культуру, против салонного искусства и вкусов воспитанной исключительно на иностранной музыке публики.

Ральф Воэн Уильяме (1872—1958), одип из тех английских ком­позиторов XX в., которые внесли немалый вклад в процесс музы­кального возрождения, вспоминал в конце жизни о том, как моло­дые музыканты «были опьянены» народными напевами, о которых впервые узнали из сборника Шарпа. «Мы говорили себе: «Вот пре­красные мелодии, о которых мы до сих пор ровно ничего не зналиГ Теперь мы станем соревноваться с Григом и Сметаной и начнем создавать на основе народных песен произведения, проникнутые духом Англии и английского характера. И мы стали писать увертю­ры, рапсодии и народные оперы, дабы возвестить миру, что и у англичан есть своя самобытная музыка».

Как и следовало ожидать, музыка, выросшая на такой основе, приобрела романтический характер. Близость к традициям роман­тизма ясно прослеживается в симфонических и хоровых произве­дениях Эдварда Элгара (1857 — 1934) — первого английского компо­зитора, музыка которого широко вошла в мировой концертный ре­пертуар. Английская и шотландская песенная стихия, также пере­работанная в романтической традиции, живет в симфониях Уиль-ямса. В «Лондонской симфонии» (1914) ему удалось передать на­пряженность, бурный и нервный ритм многомиллионной столицы, а может быть, и социальных потрясений кануна мировой войны.

Идеологическая борьба обострилась во всех сферах искусства. Далекая от жизни академическая живопись, несмотря на стремле­ние к точности деталей и к «похожести» на реальные явления прош­лого и настоящего, была большой неправдой. Устояв под натиском прерафаэлитов, она становилась все более нетерпимой для ищущих художников конца XIX — начала XX в. Под руководством молодых художников Уолтера Сиккерта (1860—1942) и Уилсона Стира (1860—1942) они в 1886 г. объединились в Новый английский ху­дожественный клуб, который стал главным центром английского импрессионизма, хотя в клуб входили и художники чисто реалис­тического направления. Пусть эта группа художников стояла в стороне от социальных проблем и была далека от движения масс, в самом стремлении сорвать казенно-академическое покрывало с действительности сказывались демократические тенденции эпохи-


Сиккерт. Скука

У. Сиккерт широко применял приемы импрессионизма при изо­бражении сцен бытового характера. Он стремился проникнуть во внутренний мир своих персонажей, дать их социально-психологи-ческую характеристику, удовить их душевное состояние. Сюжеты Сиккерта были не только современны, но и демократичны: он пи-

сал рабочих, мелких буржуа, обитателей трущоб. Широкой извест­ностью пользовалась, например, его «Скука» (1903). Супруги из мелкобуржуазной среды (или из рабочей аристократии) погруже­ны в беспросветную скуку. Бессмысленность существования этих

людей написана на их лицах, а вокруг них — стихия света, яр­кие световые пятна, бурлящая и прекрасная жизнь. Этот контраст зримо обнажает тупость мещанского бытия, его несовместимость с народным идеалом деятельной и полнокровной жизни.

Успех основателей Нового английского художественного клуба подорвал монополию академической живописи; ее поверхностность, парадность, оторванность от жизни современного общества стала особенно очевидной при сравнении с пейзажами, портретами, жан­ровыми картинами художников «Клуба». Среди портретистов «Клу­ба» широкую известность приобрел Огастес Джон (1878—1961), писавший также жанровые картины. Знаменитый портрет Шоу, на­писанный накануне войны, — это портрет мыслителя и борца, глу­боко погруженного в свои раздумья, но готового в любой момент обрушить на противника поток аргументов, злой иронии. А «Улы­бающаяся женщина» (1910) — блестящий образец реалистического портрета, истоки которого нетрудно увидеть в «Девушке с кревет­ками» У. Хогарта.