Собственность

Обязанности граждан

Правосудие в МССР

Местные органы управления

Местные органы государственной власти (статья 54 Конституции МССР 1941 г.), являлись Советы депутатов трудящихся. Уездные, районные, городские, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся избирались населением сроком на два года и в пределах своей территории руководили через образуемые ими исполкомы культурно-политическим и хозяйственным строительством, устанавливали местный бюджет, обеспечивали охрану государственного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, содействовали усилению обороноспособности страны.

4 июля 1940 года в Москве Политбюро ЦК КПСС рассмотрел вопрос о дальнейшей судьбе населения Бессарабии и Северной Буковины. Было поручено УССР назначить в МССР представителей в Совет Власти. Президиум Верховного Совета УССР назначил членов уездных испольнительных комитетов, из 75 человек только 4 были молдаванами, но не бессарабцами. Были назначены и члены уездных комитетов партии, из 52 членов только 7 были молдаванами. Таким образом, все должностные лица были назначены извне. Члены районых исполнительных комитетов назначались уездными исполнительным комитетом, а районые комитеты назначали сельские исполнительные комитеты.

Конституция устанавливала нормы, регулирующие деятельность суда и прокуратуры республики. Правосудие в Молдавской ССР (статьи 83-91 Конституции), осуществлялось Верховным Судом Молдавской ССР, уездными и районными судами, а также специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР. Советский суд строился и действовал на принципах последовательного социалистического демократизма. Высший надзор за соблюдением социалистической законности в республике (статьи 92-95 Конституции) возлагался на органы прокуратуры.

Предоставляя широкие права и свободы гражданам Молдавской ССР, её Конституция (статьи 108-111) одновременно налагала на них и важнейшие обязанности: соблюдать конституции СССР и МССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины.

Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность (статья 109 Конституции), объявлялись врагами народа. С другой стороны (статья 5 Конституции МССР), было зафиксировано, что социалистическая собственность МССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений). Поскольку в левобережных районах Молдавской ССР к моменту принятия её Конституции колхозный строй победил и упрочнился, то в статью 7 Основного Закона республики вошло развёрнутое определение колхозно-кооперативной собственности, где устанавливался примерный перечень объектов этой собственности, а также собственности колхозного двора.

Государственно-правовые институты МССР в межвоенное время (1940-1941)

Яркую и всесторонне высокую оценку Конституция МССР 1941 г. получила в ходе обсуждения проекта Основного Закона СССР 1977 г., разработки и принятия новой Конституции Молдавской ССР. В развитие конституционных положений Указом Президиума Верховного Совета МССР от 25 марта 1941 г. Народный Комиссариат внутренних дел МССР был разделён на два союзно-республиканских комиссариата: внутренних дел и государственной безопасности МССР. Вторая сессия Верховного Совета МССР внесла соответствующие изменения в статьи 45, 48, 70 и 73 Конституции. В развитие статей 45 и 48 Конституции Совнарком МССР 25 марта 1941 г. утвердил Положение о Народном комиссариате юстиции МССР, а 24 марта 1941 года - Положение о ведомственном арбитраже Молдавской ССР. В декабре 1942 г. полномочные органы государственной власти Молдавии установили почётные звания Молдавской ССР: "Заслуженный деятель науки и техники", "Народный артист", "Заслуженный деятель искусств", "Заслуженный учитель" и "Заслуженный врач". Принимаются меры по улучшению деятельности органов юстиции МССР, повышению их роли в конституционном регулировании общественных отношений. На основании союзного законодательства третья сессия Верховного Совета МССР в декабре 1944 года приняла законы "Об образовании Народного Комиссариата обороны Молдавской ССР", "Об образовании Народного Комиссариата иностранных дел Молдавской ССР" и соответственно дополнила Конституцию МССР статьями 15-а и 15-6. В целях срочного восстановления конституционных органов советского государственного аппарата на освобождённой территории республики ЦК КП(б)М, Президиум Верховного Совета и СНК МССР в феврале 1944 г. создали уездные, городские и районные оперативные группы и укрепили их партийными, советскими и хозяйственными работниками. При Совнаркоме МССР в мае 1944 г. было создано специальное управление, а при исполкомах местных Советов - отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. На них возлагались функции назначения и выплаты пособий и пенсий семьям военнослужащих, их трудоустройства, удовлетворения материально-бытовых нужд, контроль за исполнением установленных законом льгот для этих семей. Для более оперативного решения жилищных проблем 20 марта 1945 г. был образован Народный комиссариат жилищно-гражданского строительства Молдавской ССР (соответственно была дополнена ст. 49 Конституции МССР). Советское государство проявляли неустанную заботу об охране материнства и детства, что нашло отражение в статье 100 Конституции МССР 1941 года. На территории МССР вступил в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почётного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства".

Государственно-правовые институты МССР в послевоенное время (1945-1980)