Судебная система
Административное право
Решением Национальной конференции КПР 1967 г. на основе изменений Конституции (закон № 1/1968) была введена новое административно-территориальное деление. Страна теперь делится на уезды, города и коммуны (закон № 2/1968). Широкомасштабный процесс систематизации населенных пунктов и насильственная урбанизация при лишь относительной модернизации приведут к быстрой ликвидации специфики румынского государства, в котором родной очаг имеет огромную духовную значимость - axis mundi (Лучиан Блага).
Конституция 1965 г. основным принципом функционирования Совета Министров и Исполнительных Комитетов провозгласила коллективное управление. Декретом № 76/1973 этот принцип был распространен и на все другие министерства и органы центральной власти и администрации страны.
Для принципа демократического централизма так же были приняты некоторые законодательные меры, в основном, чтобы обеспечить единое управление и функциональную автономию государственных органов и организаций, но и чтобы стимулировать (теоретически) участие масс в публичной жизни.
Судебная система регламентировалась декретом № 135/1968, законом № 5/1952 об организации судебной системы; законом № 6/1952 о создании и деятельности Прокуратуры; Декретом № 377/1960 о организации и деятельности нотариата; Декретом № 281/1956 об организации и деятельности адвокатуры и декретом № 143/1955 об организации и деятельности нотариальных контор и адвокатских бюро; законом № 58/1968 о судебной системе; декретом № 841/1973.
Правосудие осуществляется согласно законодательству Верховным Трибуналом, трибуналами уездов, военными трибуналами, судьями единоличниками.
Судьи и трибуналы уездов рассматривали гражданские, уголовные и все другие дела в пределах своей компетенции. В случаях, предусмотренных в законе, трибуналы и судьи могли осуществлять контроль над решениями административных и общественных органов. В определенных условиях они могли высказывать свое мнение о нормативных актах, издаваемых последними.
Верховный трибунал осуществлял верховный контроль над всеми судебными инстанциями.
Рассмотрение дел в 1-ой инстанции судьями, трибуналами уездов и военными трибуналами происходило с участием народных заседателей, кроме случаев, когда закон не утверждает иначе.
Законом № 59/1968 о судебных комиссиях было установлено положение о концентрации всей деятельности по управлению и юрисдикции общин в компетенции судебных органов.
После изменения Конституции 1965 г. законом № 56/1968, законом об организации и деятельности Прокуратуры № 60/1968 было установлено, что Прокуратура осуществляет надзор за деятельностью следственных органов, пенитенциарных органов и судебных инстанции.
Во главе Прокуратуры стоит генеральный прокурор, избираемый Великим Национальным Собранием. Он ответственен перед Собранием.
Органами Прокуратуры являются: Генеральная прокуратура, прокуратуры жудецев, местные прокуратуры, военные прокуратуры. Все они взаимоподчинены иерархически.
Государственный арбитраж как система органов специальной юрисдикции подпадает под регламентацию закона № 5/1954, с изменениями в декрете № 713/1966 и других актов.