Процессуальное право

Уголовное право

В первую очередь для 1944 г. вынесен декрет-закон № 1850, которым Совету Министров было дано право предпринимать любые меры лишения свободы в качестве уголовного и политического наказания виновников в связи с войной, в которой Румыния была ввязана на стороне гитлеровской Германии. "Было установлено, что для этого может быть произведена конфискация имущества последних".

29.11.1944 г. декрет-закон № 2311 провозгласил: "Любой кто даст приют врагу или любым способом облегчит их меру наказания будет принужден к исправительным трудовым работам на срок от 5 до 15 лет". А 18.12.1944 г. был издан закон № 2451 о наказании тех, кто саботировал заключение Конвенции о перемирии.

Эти два закона впервые устанавливают в уголовном праве Румынии инкриминирование для:
- военных преступников (ст. 1 декрет-закон № 140);
- пособников войны (ст.2 № 140);
- виновников разорения страны (ст. 1 декрет-закон № 149).
Для военных преступлений были установлены следующие наказания:
- смертная казнь;
- пожизненные принудительные работы;
- принудительные работы сроком 5-20 лет;
- тюремное заключение строгого режима 3-15 лет;
- исправительное лишение прав на 5-10 лет. Для пособников войны:
- принудительные работы сроком 5-10 лет;
- тюремное заключение строгого режима 3-10 лет;
- исправительное тюремное заключение 5-10 лет. Для виновников разорения страны:
- принудительные работы пожизненно;
- принудительные работы 5-20 лет;
- тюремное заключение строгого режима 3-20 лет;
- исправительное тюремное заключение 5-10 лет.

Для всех предусматривалась полная или частичная конфискация имущества в пользу государства по решению суда.

Помимо этих наказаний эти люди ограничивались в гражданских и политических правах.

Новые положения появились только в сфере уголовного процесса. В процессах, которые попадали под действие декрет-законов № 140 и № 149, прокурор изучает различные дела, посланные ему Советом Министров (ст.5 № 140). И если он приходит к выводу, что и другие лица могут быть обвинены по этому декрету, он должен связаться в Министерством Юстиции, который в свою очередь доводит это до сведения Совета Министров - единственный орган, который имеет право решать возбуждать или нет уголовное дело в отношении этих лиц (ст.5 ч.2). Также ттолько Совет Министров имеет право выдавать ордеры на арест, которые не требуют никакого подтверждения и никак нельзя отменить (ст.7) (не подлежали обжалованию).

После предпринятых исследований, государственный обвинитель разрабатывает обвинительный акт и информирует судебные инстанции о причине судебного разбирательства (ст.8). Обвинительный акт прокуратуры не подлежал обследованию.

После того, как председатель состава суда - который был самым высокопоставленным из всех, назначенных Министерством Юстиции (ст. 13, ч.4) -открывал заседание суда, проводилась перекличка сторон и свидетелей. Затем переходили к опознанию обвиняемого и зачитывался обвинительный акт.

Затем следовал допрос обвиняемого, выслушивались свидетели, после чего слово представлялось прокурору. Последней выступала защита (ст. 15).

Решение принималось большинством голосов, с мотивацией и подписью всех членов, с дополнительными членами (если они отличались от общего) (ст.15, ч. 3).

В связи с быстрым и четким исполнением решений суда по правонарушениям, регламентируемым этими декрет-законами, было установлено, что решения могли быть обжалованы в течение трех дней с момента их вынесения в кассационном порядке в Высшем Кассационном Суде, который должен рассмотреть дело в течение 30 дней с момента получения дела. Таким образом применялись нормы быстрой сжатой процедуры, которая могла (и как это подтвердила история, так и было) способствовать совершению неисправимых ошибок.

Организация объединенных профсоюзов в Румынии и создание единого руководства профсоюзного движения в стране (в условиях, когда существовали две "пролетарские" партии), назначение во главе примэрий и префектур определенных элементов из НДФ или из числа их приверженцев, от рабочих до профессоров университетов (до 01.03.1945 г. существует более 50 таких префектов), практическая реализация аграрной реформы - разделение вотчин - в начале 1945 г. когда еще не существовал определенный ординарныйо закон, требуемый ст. 17 ч.5 Конституции 1923 г., вновь вступившей в силу, были решающими действиями по реализации акта от 06.03.1945 г.

Естественно, что не следует преуменьшать влияние внешних факторов, чаще всего наиболее решающих в эволюции или регрессе Румынии в течении исторического развития.

Право Социалистической Республики Румыния в период социализма