Гражданское право

Судебная система

В декабре 1944 г. декрет-законом № 2443 был установлен переходный режим в организации судебной системы.

Предусматривалось, что "до создания нового закона об организации судебной системы, восстанавливается в силе закон от 26.06.1924 г. с изменениями и дополнениями на 14.04.1925 г. в той мере, в которой они не противоречат положениям настоящего декрет-закона".

16.01.1945 г. декрет-законом № 80 было восстановлено право подачи заявлений на обжалование судебных решений в кассационном порядке.

Наиболее значимые меры в области организации судебной системы были предприняты Правительством генерала К.Рэдеску и приняты королем: декрет-закон № 140 от 20.03.1945 г. о судебном преследовании и наказании военных преступников (известен в юриспруденции как закон № 50) и декрет-закон № 149 о судебном преследовании и применении санкций к виновникам разорения страны (закон №51).

В отношении организации судебной системы первый декрет-закон предусматривал: создание специального суда для рассмотрения дел о военных преступлениях. В его состав должны входить заслуженные судьи из Министерства Юстиции, избранные по жребию магистраты из Апелляционного суда в Бухаресте, и судьи, назначенные из числа несовершеннолетних граждан (мужчин и женщин), членов политических групп: Национальная Крестьянская партия; Национально-либеральная партия; НДФ. Первые две партии назначали 10 членов этого тура, НДФ - 20.

Состав суда формировался из трех назначенных судей из Министерства Юстиции и четырех - из политических групп и прокурора.

Была сформирована группа государственных обвинителей (прокуроров), "назначенных министром Юстиции из числа магистров, юристов, членов профессиональных организаций", назначаемых декретом короля (ст.4).

Второй декрет-закон регламентировал создание Специального трибунала для виновников в разорении страны: его состав был аналогичен составу Специального суда, только магистраты назначались из Кассационного суда.

Эти инстанции так и не осуществили никакой деятельности. Декрет-законом от апреля 1945 г. была проведена реорганизация и для разбирательства дел по военным преступлениям был создан народный трибунал.

В этот период остается в силе Гражданский кодекс 1864 г. и ряд нормативных актов, дополняющих определенные положения.

Если в отношении права собственности, обязательств, наследования не было проведено никаких выдающихся реформ, правовой статус человека и гражданина вызвал у законодателя особый интерес и предпринятые меры были значительными.

Такое отношение к этому вопросу правителей Румынии было естественным. Востановление Конституций Румынии периода буржуазно-парламентарной демократии привело к принятию законодательства, которое противоречило принципам и нормам этих Конституций. Учитывая, что определенные политические силы не отдавали себе отчет в том, какой эффект могло произвести такое востановление этих Конституций, и чтобы подчеркнуть демократическую ориентацию политики, был разработан ряд важных нормативных актов.

Как уже было сказано выше, декрет-закон № 1626/1944 не был первым нормативным актом Правительства 23.08.1944 г. Первым декретом, изданным после свержения военной диктатуры Антонеску, был: "Декрет об уничтожении лагерей по всей территории страны": «Все заключенные лагерей будут освобождены немедленно без каких-либо предварительных формальностей». В то же время немедленно были отменены все положения, ранее предусматривавшие обязательную прописку.

Все предохранительные меры, ограничивавшие права и свободы граждан, были отменены отныне и на всегда.

Другой декрет регламентировал амнистию определенных правонарушителей.

Оба декрета имели большое значение. Они отразили ориентацию политики после 23.08.1944 г. После нескольких принятых последовательно не полных законов.

18.12.1944 г. был издан декрет-закон № 2444 об упразднении антисемитских законов. Было установлено, что "аннулируются все юридические положения, носящие антисемитский характер, разработанной любой публичной властью, будь то общие или индивидуальные, включая и те, которые содержатся в судебных решениях".

Также анализировались все положения и нормативные акты органов публичной власти, дискриминирующие евреев (ст.1).

В связи с новым отношением к национальной проблеме 30.12.1944 г. был издан декрет-закон № 2576 об организации Министерства Национальных Меньшинств. А 06.02.1945 г. - другой декрет-закон № 309, дополнивший первый - Статус Национальных Меньшинств.

На основе этого статуса все граждане Румынии были провозглашены равными перед законом "в пользовании гражданскими и политическими правами независимо от расы, национальности, языка или религии" (ст. 1), запрещалось выяснение этнического происхождения румынских граждан "для установления их правового статуса" (ст.2).

В ст. 4 говорилось: "Румынские граждане, принадлежащие к другим национальностям, говорящие на других языках, другой расы или религии, чем румынская, будут пользоваться теми же правами и свободами, как и другие граждане".

"Любое ограничение, прямое или косвенное, прав румынских граждан или наоборот установление любой привилегии ... в отношении определенных категорий граждан как и любое проявление превосходства, ненависти и презрения из-за различий в расе, религии или национальности, наказывается законом".