Фискальная администрация

Ординарные гражданские

а) Суд первой инстанции в жудеце или трибунал цинута
б) Диваны и апелляционные диваны
в) Господарский диван

В сёлах существовали сельские суды или мировые, состоящие из священника и трёх судей. А коммерческие споры разрешали коммерческие трибуналы. Полицейский трибунал разрешал незначительные дела.

В Валахии учреждается должность публичного министра и предусматриваются, как и в Молдове, корпуса помощников и адвокатов. Временно функционировал и консультативный Совет, который помогал господарю рассматривать обжалованные решения.

В общем, судебная система и её организация характеризуются всё более светским характером, более профессиональным аппаратом, введением зарплаты в этой сфере, сокращением сроков. Появляются также тенденции разделения властей.

Подобные тенденции наблюдаются и в Трансильвании. Австрийская администрация вводит здесь специальные органы, отличные от административных. Королевский суд продолжает функционировать как высшая судебная инстанция, а местные, на уровне комитатов, становятся постоянными инстанциями.

В 1786 Gubernium в Трансильвании был разделён на две секции: политическую и судебную.

В горном регионе введена специальная инстанция {judicium montanum zalathense), а в пограничных районах - tribunate regimentare, в состав которой входят аудитор и заседатель, а так же военный персонал. Как гражданские, так и уголовные дела для военных рассматриваются этой инстанцией. Апелляционной инстанцией является военная апелляционная палата. Стороны пользуются услугами адвоката.

Режим сохраняет в основных чертах характеристики предыдущего периода: основные доходы приходятся в основном на долю крестьянства; в распределении фискальных обязанностей сохраняется неравенство; продолжает существовать солидарная ответственность социально-экономических групп в отношении налогов; фискальный аппарат продолжает, как и прежде работать противозаконно; господари проводят ограниченные фискальные реформы.

Реформы К. Маврокордата приносят в эту сферу новые элементы более подробный и качественный учёт налогоплательщиков; распределение податей в зависимости от географического положения сёл, плодородия почвы, близости к рынкам сбыта продукции; создание новых фискальных единиц; установление единой для всей структуры фискальной правоспособности; введение окладов для сановных чинов; создание привилегированных фискальных категорий (скутельники, послушничь), которые были напрямую обязаны хозяину поместья и не несли все эти обязательства перед государством.

Обязательства перед Портой растут. В конце XVIII в. харач Молдовы составил 68000 талеров; Валахии - 310000 талеров; пешкеш Молдова платила в размере 90000 талеров; Валахии - 75000. Только малый мукарер в год достигал 250000 талеров. А трои покупался на сумму 1700 - 3200 кошельков золота, что составляло 850000 - 16000000 талеров.

Вводится также ежегодный налог в пользу казны султана в размере 500000 талеров и в пользу великого визиря - 250000.

Реформы К. Маврокордата нашли своё продолжение в реформах А.Ипсиланти (1755), К.Ипсиланти (1804) и И.Караджа (1814-15). Определённое предложение по модификации фискальной системы (незначительные) имели место в 1819, 1821-22, 1826 годах.

В 1818 распределение доходов в румынских землях было следующим: 4% -производительные слои населения; 35% - туркам; 24% - оставалось господарю. Но из денег, которые приходились господарю и производителям, около миллиона в различных формах и под различными названиями также уходило к туркам, поэтому реально на их долю приходилось около 45% доходов.