Иосифинистский режим

Фанариотский режим

Просвещённый абсолютизм

Форма правления и политический режим

Организация государства

В начале XVIII в. во всех трех румынских государствах была установлена абсолютная монархия. Она принимала различные формы в зависимости от особенностей развития каждого из этих государств, но во всех случаях имели место: превращение дворянства в публичных служащих; унификация системы права; упразднение внутренних границ; создание постоянной армии; введение фиксированных налогов; главенство двора над всей политической жизнью страны; ограничение социальных привилегий.

Просвещённый абсолютизм реформами сверху добился обновления государства, замены доминирующей концепции Божественного права на концепцию Естественного права и теорию Общественного договора, поддержки внутреннего производителя и т.д.
Абсолютная монархия в Валахии и Молдове существовала в рамках турецко-фанариотского режима, которому в Трансильвании соответствовал иосифинистский и постиосифинистский режимы.

Характеризуется укреплением центральной власти при поддержке турок. Господари-фанариоты (в этот период местные бояре не могли стать господарями, т.к. Османская Порта не доверяла им) управляли по турецкому образцу, т.е. авторитарно, но в то же время они пытаются проводить и прогрессивные реформы под воздействием просветительных идей.

Полностью подчинённые турецкой Порте румынские княжества не имели права проводить самостоятельную внешнюю политику, но они по-прежнему сохраняли статус субъектов международного права.

В Трансильвании характеризовался проведением прогрессивных реформ, инициатором которых был Иосиф II. Они не преследовали цель уничтожить старый строй и уклад жизни, а лишь консолидировал его путём проведения политики поддержки производителей. Реформы Иосифа II были несовершенны, они решали вопросы в основном лишь теоретически и плохо соответствовали реальности. Поэтому на самом деле они только парализовывали стремления радикального изменения старой жизни.

Политический режим регламентировался Органическим регламентом. В Молдове и Валахии, согласно ему, были намечены действия по созданию новой организации государства, но наблюдается и попытка вернуться к "дворянскому режиму". Доказательства этого вытекают как из международно-правовых актов (в 1822 г. молдавские бояре "просят вернуть те обычаи, которые существовали 150 лет назад"), так и из содержания самого Регламента. Свидетельствуют об этом и попытки великого боярства вернуть себе право подавать жалобы Порте, чтобы ограничить власть господаря.

Экстраординарные общественные собрания, организованные регламентом, появляются как новая форма Великого собрания страны. Это сословно-представительный орган, который теперь включает в свой состав и третье сословие - буржуазию. Периодически созывается.

Ряд мер ухудшал положение клэкашей, увеличив их обязательства даже больше, чем они были в прошлом.

В Трансильвании во времена Леопольда II великое дворянство осуществляет попытки вернуть утерянные позиции; сословия и ордены принуждают императора вернуться к старой организации, существовавшей до 1764, но на основе новых идей: конституционных принципов, общественного договора, прав человека и гражданина, равенства, суверенитета народа, национального суверенитета и т.д.

Так как на этот момент не существует социальной категории, которая могла бы в своих интересах придать этим идеям новое содержание, дворянство стало использовать их в своих целях, трактуя "равенство" как равенство рядового дворянства и высшего, а "общественный договор" как договор между дворянством и правителем. Таким образом, император и дворянство достигли компромисса в разрешении вопроса о возврате к старым институтам, дворянскому иммунитету и новому улучшению отношения к прямым производителям.