Судоустройство

Одной из основных форм деятельности каждого государства является деятельность по осуществлению юстиции: защита граждан, судебное решение конфликтов, возникающих в обществе. Данная правовая деятельность реализовывалась и до создания государств - на уровне сельских общин, которых по многим причинам можно определить как «квазигосударственные формирования».

Частная юстиция была одной из главных формой юстиции в нынешнем понимании, которая, одновременно с эволюцией общества, прекратила свое существование, процесс образования юстиции принято считать одним из самых прогрессивных шагов в развитии общества.

Для понимания развития деятельности по осуществлению юстиции, необходимы некоторые пояснения, несколько главных координат, связанных с основной формой деятельности государства и органов, которые осуществляют данную деятельность.

В античном периоде и в средние века разделение власти в государстве не существовало - ни de facto, ни de iure. Основная причина буржуазно-экономических революций состояла в созревшей необходимости отделения законодательной и судебной власти от прерогатив монарха.

Хотя первые высказывания о разделении власти в государстве принадлежат Аристотелю, современная теория разделения властей сформировалась в эпоху Просвещения. Одним из видных основоположников данной теории был Джон Локк (1632-1704 гг.), изложивший свои политико-государственные воззрения в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.). Но наиболее значимый вклад в данную теорию внес Монтескье (1689-1755 гг.). В своей знаменитой работе «De 1 'esprit des lois» («О духе законов»), впервые напечатанной в 1748 г., в 11 книге, главе VI, названной «О государственном строе Англии», знаменитый философ высказывает теорию разделения властей. В истории не существовало теории, которая встретила бы столь многочисленных сторонников. Суть данной теории состоит в том, что в любом государстве есть три власти:
-законодательная;
-исполнительная;
-судебная.

Каждому виду деятельности государства должна соответствовать определенная группа органов, наделенных полномочиями. Только таким образом возможно равновесие в государстве, и ни одна из вышеупомянутых властей не в состоянии монополизировать власть. «Все было бы потеряно, - пишет Монтескье, - если тот же человек или та же группа лидеров, будь они аристократами или народом, осуществляли бы эти три огромные власти: по созданию, по исполнению решений общества и по разрешению споров».

До осуществления идей о новой государственной организации, страны Европы прошли через период феодализма, когда власть полностью находилась в руках манарха. В данный период времени система судебных органов органично соответствовала феодальному государственному устройству.

Во главе иерархии судебных органов находился господарь, поэтому правовая деятельность эпохи феодализма носит адекватное название - господарская юстиция.

Полномочия господаря, как верховного судьи, были подкреплены христианской догмой, согласно которой власть исходит от Бога, а господарь - помазанник Божий. Наместники (центральные и местные) представляли власть господаря на местах.

Компетенция rationc materiae не была строго ограниченной, но все-таки бралась во внимание спецификация случая, отнесенного к компетенции наместников.

Центральный наместник, заведовавший юстицией назывался ворником, а в Валахии - баном. Их компетенция была наибольшей, так как они могли выносить окончательные решения. Но и их решения могли быть пересмотрены господарем.

На уровне уездов и областей главные правовые полномочия находились в руках пыркэлабов, а в Олтении у банов, но имели право судить и подчиненные вышеупомянутых: ворники и банишоры.

На уровне свободных сел, как элемент старых обычаев, для случаев меньшей компетенции продолжал судить совет старейшин - «добрые и мудрые люди». Данные споры обычно заканчивались примирением сторон.

В крепостных селах юстиция осуществлялась феодалами. Обычно они были уполномочены решать менее важные и менее тяжкие дела.

В Трансильвании судебная организация была намного сложней. Были времена (в период воеводства), когда сосуществовали венгерские судебные инстанции и автономные румынские. И одни, и другие были известны под названием - скальи.

По «Legea Tarii» судила вся община, но с образованием Румынских княжеств судебные функции входят в компетенцию существующей администрации. Частная юстиция, то есть суд бояр, была слабо развита, не существовало специальных судебных органов.