Обязательства

Собственность согласно Лежя цэрий

Гражданско-правовые институты по Лежя Цэрий (jus valahicum) Валашский Закон

Особенности Валашского Закона (jus valahicum)

а) Единообразный с географической точки зрения - единное право для всех румын.
б) Соблюдение индивидуальной свободы - кто хотел тот и выходил из совладения (devalmasje), не разделяя владение.
в) Право с общинными чертами, земельное право, связанное с землевладением, с межей, с поместьем, с имением.
Самые частые споры были связаны с землевладением и установлением межы (hotar).
г) Поливалентность и полнота. Jus valahicum состоял из совокупности социальных норм поведения с элементами публичного и частного права (собственность, наследование, семья и др.).
д) Гибкость и восприимчивость к изменениям в общественно-экономическом развитии общества. Несмотря на то, что община сохраняет главенствующую позицию, появляются ростки права протимиссис - привилегированное право приобретения родовых земель родственниками. Юридический статус граждан различался в соответствии с имущественным цензом.
е) Прочность и стойкость обычаев земли.

В случае споров между старыми и новыми нормами право, преимущественно, всегда было на стороне первых.

В отличие от мигрирующих племён у гето-даков сохраняется совместное неразделённое фискальное (земельное) владение.

Пастбища, леса, горы, воды находились в коллективной собственности общины.

Люди, занимающиеся сельским хозяйством, каждый год делили землю по жребию. Но существовала и частная собственность - приусадебный участок, огороженные очищенные участки. Они обрабатывались сообща, очищались с помощью родственников. Поэтому при продаже этих земель существовали определённые ограничения:
• родственники были привилегированными покупателями;
• не разрешалось отчуждать землю за пределами общины.

Именно в этот период формируется основа права протимисиса - protimisis. В данном периоде в общине существовали общественные фонды:
• резервный фонд на случай стихийных бедствий;
• военный.

Сербские документы XIV века утверждают, что румынские крестьяне, работающие на землях господ, были обязаны, согласно древнему румынскому праву, три дня в году работать у них бесплатно.

Обязательства устанавливались согласно определённым церемониям (крещение, венчание), на которых происходил обмен разными подарками.

Другой пример общинной взаимопомощи это клака (claca) - добровольная помощь, которую крестьяне оказывали друг другу при более тяжелых или срочных работах. Считается делом чести возвращать оказанную помощь.

Обязательства также вытекали из договоров. Существовали определенные условия для заключения и расторжения договора. Главные условия:
1. свободно выраженная воля сторон;
2. добросовестность сторон;
3. устная форма;
4. специальные ритуалы (рукопожатие, могорыч).

Самые распространенные договора: купли-продажи, мены, займа и др. Обязательство распространялось только на имущество. При невозврате долга, никто не мог быть превращен в раба. В данный период существовала ответственность за качество проданной вещи, в зависимости от недостатков - скрытых или явных. В случае обнаружения скрытого недостатка продавец возмещал ущерб. По договору займа не взыскивали проценты.