Правосубъектность. Общественный строй

Собственность

Юридические институты у гето-даков

Местные органы управления

Немногочисленные исторические источники предоставляют данные об организации местного управления в Дакии. Грек Критон, врач, который сопровождал Траяна в его военных компаниях против Дакии, писал о существовании сановных чинов - dregatorii, которые исполняли различные обязанности, установленные королевской властью: одни из них были поставлены во главе всех сельхозработ; другие были распределены по крепостям для их охраны, разделенные на 2 категории:
1. гражданские;
2. военные.
Столица гето-дакийского государства - Сармисегетуза. Древние крепости: Костешть, Пятра Рошие, Буница, Сурдук, Копылна и др. Форма правления -монархия.

Хотя документов относительно юридических институтов гето-даков очень мало, все же благодаря античным писаниям, римским и греческим, а также археологическим источникам можно составить определенную общую картину.

Как подчеркивает профессор Владимир Ханга в книге «Istoria dreptului cutumiar»: «параллельно с появлением и укреплением государства начинается процесс образования и развития на основе обычаев юридических институтов, так как обычаи земли являлись первыми и наиболее значимыми формами выражения правовых норм».
В то же время, согласно Йорданесу и Дио Крисостому, король Буребиста разрабатывал законы (в основном религиозного характера) для укрепления государства.

Античные источники дают смутную информацию об институте собственности в данном периоде. Хотя этим вопросом занимались известные ученые, историки и правоведы, такие как К.Дайковичиу, А.Дайковичиу, В.Ханга и др., эта проблема всё ещё открыта для обсуждения и в наши дни.

Опираясь на утверждение Горация в его "Одах", можно сделать вывод, что из-за организации гето-даков в сельские общины собственность была коллективной на земли, воды и пастбища. Из его же стихов известно, что наряду с неогороженными, существуют и огороженные земли, которые возможно служили другим, в сельскохозяйственных целях. Земля распределялась по годовой жеребьёвке (aequali sorte).

К.Дайковичиу считает, что дом, забор, двор, средства производства, стада животных находились в частной собственности. Этот вывод он делает по результатам археологических раскопок на территории Румынии.

По утверждениям античных авторов, общество гето-даков было дифференцировано в отношении правосубъектности граждан.

Как утверждает греческий софист (I век н.э.) Dio Chrisostomu в своей работе "Getica" (на сегодняшний день утеряна, известна по античным цитатам), при правлении Буребисты население Дакии разделяется на два антагонистических класса. Первый - богатые: тарабосты (zarabos tereos) и пилеаты (pileatos) - из этой социальной категории избирались короли и жрецы (tarabostes переводится как «родовая аристократия»).

Dio Cassius ("Istorie") и готический историк Йордан (Iordanes) в «Гетике» рассказывают о существовании и второго класса - бедного слоя населения, который, в свою очередь, делился на коматов (comati) и копиллатов (copillati), то есть те, которые не имели права носить головной убор (как тарабосты), но обладали частной собственностью - дома, земли,...

Некоторые источники указывают на существование третьего слоя - рабов, которые появлялись за счёт захвата пленников во время военных походов.

Поэтому, общественный строй Дакии схематически можно изобразить следующим образом:

Йорданес писал: "избранные среди гетов сначала назывались тарабосты, затем -пилеаты, из их среды избирали правителей и жрецов".

Дио Касиус уточняет: "Децебал посылал с посольской миссией к Траяну не коматов, но из более высокопоставленных пилеатов".

Рабство в классических формах не развивалось, но известно, что существовало. Страбон в "Географии" утверждает, что рабов в Дакии называли даои.

Tarabostes пользовались полной правосубъекностью (дееспособностью и правоспособностью), рядовой народ (коматы или копилаты) были более ограничены в правах. Рабы вообще не имели политических и гражданских прав. Рабство носило патриархальный характер.