Причины свертывания реформ.
Реформы системы государственного управления.
• Причины реформ. К началу XIX в. административная система государства не отвечала требованиям времени. Особенно устаревшей выглядела коллегиальная форма центрального управления. В коллегиях процветала безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. В целях укрепления государственного аппарата предпринимаются следующие меры:
• Создание министерств. В 1802 г. вместо коллегий учреждено 8 министерств: Военное, Морское, Иностранных дел, Внутренних д< Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции. Эта м< усилила бюрократизацию государственного аппарата, но не улучш: его качество и в целом систему управления страной.
• Проекты М. М. Сперанского. В целях принципиального, а » поверхностного изменения государственного строя Александр I 1809 г. поручил одному из самых талантливых чиновников эпо:
М. Сперанскому разработать проект его коренных реформ. В основу планов реформатора был положен либеральный принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной на всех уровнях управления страной — от волости до центра.
Планировалось создать всероссийский представительный орган — Государственную думу, которая должна была давать заключения по представленным законопроектам и заслушивать отчеты министров.
Представители всех ветвей власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались бы царем. И именно решение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Таким образом, реальная законодательная власть оставалась бы в руках монарха, вынужденного в то же время считаться с «мнением народным». Проект вел к утверждению в России конституционной монархии, о которой мечтал Александр, будучи еще наследником престола.
Однако в итоге из всего намеченного царь реализовал лишь немногое — в 1810г. создал Государственный совет, обладавший только законосовещательными функциями. Сперанский же в начале 1812г. был арестован и сослан.
5. Наиболее либеральный характер имели реформы в сфере культуры:создание формально единой бессословной системы образования, открытие лицеев, 5 новых университетов, введение либеральных университетских уставов, предполагавших значительную самостоятельность университетов, утверждение либерального цензурного устава и др.
• В дворянских кругах сложилась мощная оппозиция, недовольная не только проектами Сперанского, но и в целом либеральной политикой Александра. Опасение дворцового переворота подталкивало к смене внутриполитического курса.
• В условиях сохранения крепостничества, социокультурного раскола и острой социальной напряженности любое ограничение самодержавной власти могло вызвать выступление низов общества.
• Страна стояла на пороге войны с Наполеоном, что требовало консолидации радов дворянства, его объединения вокруг трона.
• Александр, с одной стороны, стал «заложником» самодержавной системы и не мог по своей воле менять ее основы, с другой — он все более входил во вкус самодержавного правления.
Таким образом, в стране еще не сложились ни социально-политические, ни духовные предпосылки перехода к конституционному строю.