АРХИТЕКТУРА

1. В архитектуре XVII в. также отражался противоречивый пере­ходный характерэпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового.

• Происходило обмирщение зодчества. Отказ от строгих церков­ных канонов приводил к постепенному сближению культового и граж­данского каменного зодчества. Церкви становились похожими на светские хоромы.

Гражданское строительство приобретало невиданный ранее размах. Появилось большое количество общественных зданий. Камен­ные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве: бы­ли построены здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова, складские помеще­ния и т. д.

• Архитектура характеризовалась переходом от строгости и про­стоты к декоративности, нарядной полихромии (многоцветности), тщательной проработке множества мелких деталей. Творческий поиск новых путей, сопровождавшийся в то же время заимствованием вос­точных, а позднее и западных форм, приводил к рождению новых сти­лей, обилию декоративных мотивов.

2. Активное каменное строительство началось в 20-е годы после изгнания из страны польских захватчиков. Большую роль в его органи­зации сыграл «Приказ каменных дел», который объединял лучших оте­чественных мастеров.

• В первое тридцатилетие XVII в. господствовало полюбившееся русским зодчим шатровое строительство. Нарядные шатровые хра­мы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Трои-це-Сергиевой Лавре. В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля. Выдающимся памятником шатрового зодчества является многошатровая московская церковь Рождества в Путинках. В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие кано­нические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашен храм «гроба Господня» в Иерусалиме. Но шатер не исчез из русского зодче­ства. Его широко использовали при строительстве колоколен, шатро­вые храмы продолжали строить вдали от столицы — в Ярославле, Костроме и других городах.

• Здания XVII в. отличались изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили «сол­нечные плитки» изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли «каменным узо-Рочьем» (или «дивнымузорочьем»). Этот стиль распространил как на светское (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные пала­ты московских, псковских, костромских бояр), так и на культовое (церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме Ярославле)строительство.

• В 40—70-х годах усилился творческий поиск, приведший в кон­це столетия к рождению нового стиля, получившего название «москов­ского барокко» (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют «нарышкинским барокко»). Характерные черты «москов­ского барокко» — четкость и симметричность композиции, много-ярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и бе­лого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится цер­ковь Покрова в Филях — усадебный храм Л. К. Нарышкина.

Наличие в названии итальянского слова «барокко» иногда приводит к ошибочному утверждению, что «нарышкинский стиль» является одним из вариантов господствовав­шего в Европе XVI — середине XVIII в. архитектурного стиля барокко.

Появление «московского барокко», имевшего общие черты с архи­тектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международ­ных культурных связей России, но не является механическим заимствованием. «Нарышкинский стиль» — это оригинальное и само­бытное направление русского зодчества.

3. В XVII в. переживало расцвет деревянное зодчество, уходившее своими корнями в языческую старину. Великолепным образцом дере­вянного зодчества стал дворец царя Алексея Михайловича в Коломен­ском, названный современниками «восьмым чудом света». Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова, дворец представлял собой слож­ный комплекс соединенных переходами зданий. Яркая раскраска, золо­ченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города. В середине XVIII в. дворец был разобран из-за ветхости.