ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ
1. Усиление центральной власти.Вторая половина XVII в. характеризуется усилением абсолютистских тенденций, власть царя становилась менее деспотической по форме, но более сильной и неограниченной по существу. Усиление самодержавной власти помимо общеисторических вызывалось следующими конкретными факторами:
- закрепощением населения и обострением социальных противоречий;
- завершением формирования служилого сословия, находившегося под контролем государства;
—восстановлением экономики, развитием сельского хозяйства, ремесленного производства и внешней торговли, позволяющим увеличивать налоговые поступления;
— усложнением системыуправления,ростомаппарзп:а. чиновников;
— появлением новых внешнеполитических задач, необходимостью совершенствования вооруженных сил, призванных теперь противостоять не отсталым восточным, а передовым европейским армиям; кроме того, с присоединением Украины возникла острая проблема ее сохранения и интеграции в составе России.
2. Абсолютистские тенденциипроявлялись:
• В изменении титула царя. Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси», после присоединения Украины он стал следующим: « Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец». В титуле подчеркивалась идея Божественного происхождения царской власти и ее самодержавный характер.
• В укреплении авторитета власти и престижа личности царя Соборным Уложением. Преступление против личности монарха приравнивалось к преступлению против государства, что являлось одним из признаков абсолютизма.
• В принятии самого этого Уложения, систематизировавшего и кодифицировавшего законы.
• В затухании деятельности Земских соборов. Центральная власть, окрепнув, более не нуждалась в поддержке этого сослов-но-представительного органа, вот почему после решения 1653 г. о воссоединении с Украиной Земские соборы не собирались в полном составе.
• В изменении состава ироли Боярской думы. С одной стороны, в Думе увеличилось число и влияние думных дворян и дьяков, попадавших в нее не за знатность, а за личные способности и службу царю, а с другой — численное расширение превращало ее в громоздкий, неэффективный орган управления, что заставляло царя обсуждать наиболее важные вопросы с узким кругом приближенных и доверенных лиц, входивших в Расправную палату.
• В развитии приказной системы. Примерно 40 постоянно действовавших приказов можно разбить на три группы: государственные, дворцовые и патриаршие. В свою очередь, среди государственных можно выделить территориальные, ведавшие управлением отдельных областей (Сибирский, Смоленский, Малороссийский и др.), и отраслевые {приказы Большой казны и Большого прихода, ведавшие финансовыми и экономическими вопросами; Поместный приказ — земельным обеспечением служилых людей; военные — Стрелецкий, Пушечный, Рейтарский; Посольский — руководил внешней политикой и т. д.).
Росла численность приказных людей, основную массу которых составляли «беспородные люди». Складывание профессионального чиновничества также являлось признаком абсолютизма.
• В укреплении позиций центральной власти на местах в связи с назначением из центра воевод, которым теперь подчинялись земские и губные выборные старосты.
• В начале реорганизации армии. Появились полки «иноземного строя» (пехотные — солдатские и конные — рейтарские), вытеснявшие дворянское ополчение и состоявшие из русских наемных солдат под командой офицеров — иностранных наемников.
• В усилении подчинения церкви государству в результате учреждения (согласно XIII главы Уложения) Монастырского приказа, на который возлагался суд над духовенством и зависимыми от него людьми, ограничение церковного землевладения (правда, под давлением церкви в 1677 г. Монастырский приказ был упразднен), а также проведения церковной реформы патриарха Никона.
3. Факторы, замедлявшие становление абсолютизма.
• Экономическая отсталость, приводившая, например, к нехватке средств на содержание аппарата управления и армии, отвечавших требованиям времени.
• Социальная незрелость дворянства, не изжившего еще патриархальность и плохо понимавшего свои общееословные, а тем более общегосударственные интересы.
• Сохранение многих норм и органов традиционной системы управления. Например, деятельность административных органов была основана на обычае и не регламентировалась писаными законами; функции приказов не разграничивались и нередко переплетались
Таким образом, приказная система, основанная на обычае, не имев-щая четкого разделения функций и правовой регламентации, ограничивала верховную власть. Преобразовать эту систему на традиционной основе оказалось невозможным. Так, Алексей Михайлович создал приказ Тайных дел, подчиненный лично ему и призванный контролировать деятельность других приказов. Но вскоре он превратился в дополнительный орган приказной системы, не изменив ее существа. Поэтому для того, чтобы преодолеть всесилие приказов, Петру I пришлось сломать эту систему и даже перенести управленческий центр в новую столицу.
• Местная система управления также сохраняла в себе много архаичных черт. В некоторых местах, где сохранялись органы местного самоуправления, сложилось своеобразное двоевластие, препятствовавшее исполнению управленческих функций. Хотя, в отличие от кормленщиков, деятельность воеводы представляла собой службу, а не награду, она не оплачивалась государством. Воевода содержался за счет местного населения, как и кормленщики в XVI в.
•Дворянское ополчение оставалось главной военной силой. В то же время требования современной войны заставляли создавать регулярную армию, оснащенную мощным огневым оружием. Появившиеся полки «иноземного строя» из-за нехватки средств на их постоянное содержание, вооружение и подготовку формировались лишь на время военных действий и не могли полностью заменить уже изжившую себя дворянскую конницу.
*Царская власть продолжала освящаться авторитетом церкви и православия, обосновывавших ее Божественное происхождение. Но в условиях начавшегося кризиса религиозного сознания и обмирщения культуры, охвативших часть верхов общества и посада, требовалось новое рациональное идеологическое обоснование ее всемогущества. К этому же подталкивала необходимость развития экономических и культурных связей с европейскими странами, где под воздействием Ре-формации и прочих факторов отношение к природе королевской власти кардинально изменилось.
*Личность Алексея Михайловича оказывала противоречивое влияние на ход событий. С одной стороны, во многом благодаря его личностным качествам (искренней набожности, склонности к компромиссу , благородству, начитанности и уму) удалось преодолеть последствия социальных потрясений, присоединить Украину и в итоге укрепить авторитет царской власти. Но, с другой стороны, такие его качества, как созерцательность и пассивность, стремление перепоручить управление ^аной своим ближайшим приближенным (Б. Морозова сменил князь Н. И. Одоевский, потом пришел патриарх Никон, а после его опалы следовали А. Л. Ордин-Нащекин и А. С. Матвеев), а главное — желание сохранить и улучшить традиционные порядки, предопределили непоследовательность политического курса. В целом Алексей Михайлович представлял собой уходящий тип православного царя, уже не ее ответствовавший требованиям времени.