ОТНОШЕНИЯ РУСИ И ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

1. Форма зависимости.После нашествия Русь попала в зависи­мость от монгольского государства, получившего в дальнейшем назва­ние Золотая Орда и простиравшегося от Карпат до Западной Сибири и Хорезма. Его столицей был основанный Батыем в низовьях Волги го-род Сарай. Монголы были обессилены, и кроме того, русские земли, по­крытые лесом, казались кочевникам дикими и непригодными для скотоводства. Поэтому Русь сохранила свои внутренние порядки.

• Ее экономическая зависимость ограничивалась выплатой дани (так называемого ордынского выхода, который до начала XIV в. соби­рали специальные уполномоченные хана — баскаки), чрезвычайных поборов, а также назначением ханом великого князя владимирского. Сам хан становился для русских князей верховным сюзереном — «ца­рем» по терминологии того времени. От налогов освобождалось только духовенство, а также ученые, врачи и нищие. Монголы провели пере­пись русского населения — «число», чтобы иметь возможность учиты­вать подворную дань.

Политическая и военная зависимость. Кроме того, русские воины по приказу верховного правителя вынуждены были участвовать в военных действиях на стороне монголов, зачастую далеко за предела­ми Руси. Лишь Александру Невскому удалось добиться от хана уступ­ки, освобождающей от этой повинности «кровью».

Русь, сохраняя свою государственность, стала частью Золотой Ор­ды (сначала западного улуса монгольской империи, а к 80-м годам XIII в. — самостоятельного государства). Вассальная зависимость русских князей от ордынского хана проявлялась в получении «стар­шим» русским князем ярлыка на Великое княжение Владимирское.

2. Политическое развитие Руси под игом.Первым князем, полу­чившим в Орде ярлык на великое княжение, стал брат погибшего Юрия — Ярослав Всеволодович, вскоре отравленный в Каракоруме вследствие политических интриг.

К середине ХП1 в. среди русских князей сложились две группировки. Одна из них во главе с Андреем Ярославичем (великий князь владимир­ский с 1249 по 1252 г.) и Даниилом Романовичем Галицким, поддержива­емая князьями западных, наименее пострадавших от нашествия земель, выступила против признания зависимости от Орды. Другая, куда входи­ли в основном князья Северо-Восточной Руси, склонялась к соглашению с ней. Эту позицию поддерживала и церковь, получившая от завоевате­лей ряд привилегий и подозрительно относившаяся к расчетам предста­вителей антимонгольской группировки на соглашение с западными странами и папской курией. Политику компромисса с Ордой стал актив­но проводить в жизнь Александр Невский. Считая гибельным открытое противостояние монголам, он надеялся использовать их мощь в борьбе с западной католической опасностью, которая в сознании людей той эпо­хи воспринималась как более серьезная угроза православной вере, а сле­довательно, и существованию самой Руси. Запад же подталкивал Русь борьбе с Ордой, способной полностью истощить ее силы, из-за опасе новых походов монголов, не собираясь при этом оказывать ей реаль военную помощь.

По словам русского историка-эмигранта Г. В. Вернадского, «Александр Невский, дабы сохранить религиозную свободу, пожертвовал свободой политической, и два по­двига Александра — его борьба с Западом и его смирение перед Востоком — имели единственную цель — сбережение православия как источника нравственной и полити­ческой силы русского народа».

С помощью татар Александр сверг своего брата Андрея и получил ярлык на великое княжение (7252—1263). Ему приходилось подавлять народные антиордынские движения, вызванные переписью населения. (Одно из них вспыхнуло в 1257г. в Новгороде под руководством его сы­на Василия.) Однако несмотря на это, он остался в памяти народа муд­рым правителем и защитником земли Русской.