ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ В XI В.
1. Форма политической властив Древней Руси определяется оте--чественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя.
И. Я. Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во второй половине XI в. приходят города-государства с республиканским строем правления. Во главе каждого их них стояло народное вече, приглашающее или выбирающее князя для выполнения служебных функций.
Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским — защитником Русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.
2. Особенности древнерусской раннефеодальной монархиипроявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи «военной демократии» и$г-раничивающих княжескую власть.
• К ним относится вече, которое, например, активно действует в Новгороде на протяжении всего XI в. и позднее. В Киеве же о его существовании нам известно меньше, так как летописи фиксируют его созывы только в кризисные моменты, когда, видимо, вече было призвано исправлять ошибки княжеской власти или компенсировать ее временную слабость.
• Двоякую роль играла и княжеская дружина. С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а, с другой — сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Владимир «думал» с дружиной «о строе земленем и о ратех», т. е. о делах государственных и военных, вынужден был считаться с ее мнением. Так, летописец приводит случай, когда дружина высказала свое недовольство скупостью Владимира, выставившего во время пира деревянную посуду. Князь, посчитав, что потеря дружины стоит дороже злата и серебра, удовлетворил ее требование.
Наиболее авторитетные, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет («думу») князя, назывались «боярами». Младшие дружинники — рядовые воины именовались «отроки» и «гриди».
• Вооружение свободных общинников — «воев», характерное для племенного строя, сохранялось, хотя и во все уменьшающемся масштабе. В летописи зафиксировано участие общинников в военных действиях. Само существование массы свободных вооруженных людей поддерживало могущество народного веча.
• Родовой (династический) характер наследования власти. В Древней Руси власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что Древняя Русь воспринималась современниками как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало так называемое «лествичное» право наследования, т. е. передачу власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи, князь имел власть только как представитель всего рода. Складывался не монархический, а родовой, или династический сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси.
• С другой стороны, продолжалась, особенно после принятия христианства, сакрализация личности князя (ее теперь считали священной), что создавало духовные предпосылки для развития самовластия и укрепления княжеской власти. Важно, что в Средние века поведение людей определялось идеологическими факторами не в меньшей мере, чем социально-экономическими и политическими.