Политические и общественно-демократические процессы развития страны

После второй мировой войны на мировой арене столкну­лись две различные политические линии, противоположные платформы. Одну отстаивали Советский Союз и страны народ­ной демократии, другую — капиталистические государства. Противостояние этих двух систем привело к "холодной войне".

В годы "холодной войны" правила игры на международ­ной арене до крайности упростились. Сверхидеологизация межгосударственных отношений породила черно-белое видение мира, который четко делился на "своих" и "чужих", "дру­зей" и "врагов". Каждый "выигрыш" США автоматически рассматривался как "проигрыш" СССР, и наоборот. С точки зрения главных участников конфронтации, квинтэссенцию внешнеполитической мудрости выразил старый лозунг: "Кто не с нами, тот против нас". В соответствии с этой логикой каждая страна должна была четко определить свое место по ту или по другую сторону в этом глобальном противостоянии.

"Холодная война" во многом была выбором американ­ских политиков, которые искали средства мобилизации свое­го общества на поддержку силового глобалистского курса Вашингтона. Выбор "холодной войны" позволял и Сталину поддерживать в нашем обществе ощущение "осажденной крепости", необходимое ему для укрепления режима лич­ной власти, давал лишний повод подавлять любые проявле­ния "вольномыслия", которые немедленно объявлялись "идеологической диверсией" империализма. Логика конфрон­тации освобождала также от необходимости искать ком­промиссы и учитывать интересы партнеров на междуна­родной арене, считаясь сих позициями или своеобразием избираемого ими пути (Коммунист. 1990. № 7. С. 81.)

Идеология и практика сталинизма наложили негатив­ный отпечаток на взаимоотношения Советского Союза с внешним миром. Они базировались прежде всего на пред­ставлениях о неминуемом и близком крахе буржуазного строя, о непримиримости противоречий между социализ­мом и капитализмом, обострении идеологической борьбы по мере строительства социализма.

Расширение после второй мировой войны сообщества стран, вставших на социалистический путь развития, не привело к ослаблению идеологии "осажденной крепости". Наоборот, большинство из этих стран также было втянуто в орбиту конфронтационного противостояния.

В этой обстановке в международных отношениях воз­никла двухполюсная структура, в которой роль главных антагонистов принадлежала СССР и США.

В итоге процесса политического размежевания пере­ставали действовать многие соглашения и учреждения, со­зданные для поддержания мира и сотрудничества. Была парализована работа в ООН по коренным вопросам разору­жения мира. В июне 1950 г. И.В. Сталин дал указание бой­котировать работу Совета Безопасности, заявив, что ООН является теперь не столько всемирной организацией, сколько организацией для американцев, действующей на потребу американским агрессорам.

Западные державы во главе с США в 1949 г. создают военно-политическую организацию Североатлантического пакта (НАТО). Затем последовательно в 1954 и 1955 гг. воз­никают еще два блока — СЕАТО и СЕНТО. В эти военные группировки США, Великобритания и Франция вовлекли еще 25 государств Европы, Ближнего Востока и Азии.

В свою очередь Советский Союз, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания в мае 1955 г. в Варшаве подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Была создана Организация Варшавского Договора.

На Западе возникновение НАТО объясняли "советской угрозой", старательно подчеркивали оборонительно-миро­творческую роль этой организации. А в Советском Союзе не без оснований считали, что именно образование блока НАТО создавало угрозу для его безопасности и что созда­ние Организации Варшавского Договора в 1955 г. было только средством нейтрализации этой угрозы.

Одним из важнейших вопросов, возникших в между­народных отношениях в результате второй мировой войны, являлся "германский вопрос". На Потсдамской конферен­ции (17 июля — 2 августа 1945 г.) главами правительств СССР, США, Великобритании были приняты решения о демилитаризации и денацификации Германии, которые пре­дусматривали, что по мере выполнения условий безогово­рочной капитуляции и решений конференции немецкий народ должен сам определить пути своего социально-эко­номического и государственного устройства. Для осущест­вления изложенных целей в Германии был установлен временный режим четырехсторонней оккупации.

Однако усилиями США и других западных держав, которые взяли курс на раскол Германии, в сентябре 1949 г. была образована ФРГ. После этого в октябре 1949 г. было образовано в восточной части Германии другое немецкое государство — ГДР.

В 1948-1949 гг. США приняли ряд законов о контроле над экспортом, которые были настоящей "экономической войной" против Советского Союза. Были составлены списки так называемых "стратегических товаров", запрещенных к вывозу в социалистические страны. В 1948 г. конгрессом США был принят "план Маршалла" — закон об экономи­ческом сотрудничестве США и Европы.

В свою очередь И.В. Сталин выдвинул концепцию, со­гласно которой единый мировой рынок распался, и образо­вались два параллельных мировых рынка: стран мирного демократического лагеря и стран агрессивного, империалис­тического лагеря. Ожидалось, что первый будет неуклонно расти, второй — сокращаться и деградировать. И в качест­ве позитивного явления считалось отсутствие связей меж­ду социалистической и капиталистической системами хозяйства. На самом же деле, мировой социалистический рынок означал обособление группы стран от мирового рын­ка. Экономические контакты эти страны поддерживали прак­тически лишь между собой.

В сложившихся условиях возникновение военных кон­фликтов между противоборствующими политическими си­лами было не только гипотетически реальным, но и прак­тически возможным в любом регионе мирового сообщества. В этой связи самым серьезным военным конфликтом в на­чале 50-х гг. стала война между Северной и Южной Кореей на Корейском полуострове. В войне принимали участие и представители вооруженных сил Советского Союза и Со­единенных Штатов Америки.

5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин, долгие годы стоявший во главе партии и государства. Со смертью Сталина закон­чилась целая эпоха. Эпоха, когда развивалась и крепла то­талитарная система, опиравшаяся на партийный, советский аппарат. Эта система проникла во все поры политики, эко­номики, культуры, идеологии.

Куда могла пойти страна после смерти Сталина? Ответ на данный вопрос в определенной мере надо искать в соотно­шении сил в высшем слое партийно-государственного руко­водства. Возможным было либо продолжение сталинщины, либо некоторое смягчение ее при сохранении общеполити­ческого курса, либо поворот к радикальной десталинизации. Десталинизация не означала ликвидации административно-командной системы. Общество в целом не было еще к этому готово. Речь могла идти лишь о радикальном смягчении на­следия сталинщины: освобождении репрессированных, по­вороте к решению наиболее острых аграрных проблем и пере­ход к другим демократическим преобразованиям.

Воспользовавшись объявленной по случаю траура ам­нистией, Берия, бывший в те годы министром внутренних дел, одновременно являясь заместителем председателя СМ СССР, распорядился выпустить опасных уголовных преступ­ников, что резко обострило обстановку в стране. Это потре­бовалось Берии, чтобы при удобном случае добиться введения чрезвычайных полномочий и захватить власть.

Необычайную активность в это время проявил Н.С. Хрущев. С 1924 г. он находился на партийной работе и прошел все ступеньки аппаратной лестницы. Долгие годы прора­ботавший с И.В. Сталиным, Н.С. Хрущев и сам был причастен к сталинским репрессиям, подписывал приговоры, обли­чал "изменников". Но было в его деятельности и то, что отличало его от других.

В середине июля 1953 г. на одном из заседаний в Крем­ле, которое вел Г.М. Маленков, бывший в те годы Председа­телем Совнаркома СССР, Хрущев выступил с обвинениями в адрес руководителя государственных органов внутренних дел и государственной безопасности Берии. Хрущева поддержали Н.А. Булганин, В.М. Молотов и другие партий­но-государственные руководители. Несколько офицеров высшего ранга по указанию Маленкова арестовали Берию. Военной стороной этой политической акции руководил Г.К. Жуков. По его приказу в Москву были введены Канте­мировская и Таманская танковые дивизии. Отстранение Берии и его главных помощников от руководства, а затем тайно проведенный суд и последовавшая казнь их пре­дотвратили политическую катастрофу.

В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС. "Оттепель" — так символично обо­значился в сознании людей период, непосредственно пред­шествовавший XX съезду Коммунистической партии.

В феврале 1956 г. состоялся XX съезд КПСС. Это был поистине исторический съезд. Съезд осудил культ личнос­ти Сталина и определил курс партии на широкую демокра­тизацию советского общества. В этом была огромная политическая заслуга Хрущева, решившегося пойти на де­мократизацию общественной жизни Советского Союза.

Начавшийся после смерти Сталина процесс обновле­ния различных сфер общественно-политической жизни Со­ветского государства особенно активно развернулся на основе решений XX съезда КПСС. Прежде всего он начал­ся с восстановления демократических основ деятельности партии и органов государственной власти. Уточнялись функции партийных организаций: последние освобожда­лись от задач оперативно-хозяйственного руководства. Эти задачи передавались специальным органам управления народным хозяйством. Партия получала возможность со­средоточиться на выработке стратегических программ со­циально-экономического развития страны, выборе приори­тетных направлений и средств их выполнения. Одновре­менно активизировалась деятельность Советов, профсою­зов, комсомола в направлении развития самостоятельнос­ти и инициативы.

После XX съезда бывшее сталинское окружение — В.М. Молотов, Л.М. Каганович, Г.М. Маленков заняли антагонис­тическую позицию по отношению к Н.С. Хрущеву и прово­димым реформам.

Был и общий мотив, настраивающий против Н.С. Хрущева. В его деятельности стали явно сказываться "вождистские" тен­денции и амбициозность, убеждение в непогрешимости собст­венных суждений и решений, игнорирование других мнений.

И тем не менее Пленум ЦК, который собрался 22 июня 1957 г., оказал доверие Н.С. Хрущеву и вывел из состава руководства Маленкова, Молотова, Кагановича иих сто­ронников.

В результате был снят тормоз с процесса реабилита­ции жертв политического террора. В 1954-1961 гг. было ре­абилитировано 737 182 человека (Правительственный вестник. 1990. № 7. С. 11). Комитет партийного контроля при ЦК КПСС и местные партийные органы реабилитировали за время от XX до XXII съезда КПСС 30954 коммуниста (многих посмертно), исключенных по необоснованным по­литическим обвинениям из рядов партии.

Весьма серьезно началась работа по решению пробле­мы реабилитации ряда народов Советского Союза, репрес­сированных в годы Великой Отечественной войны. Главным образом это были народы, проживавшие в пределах Рос­сийской Федерации. Сталинский произвол репрессий испы­тали на себе немцы Поволжья, татары Крыма, чеченцы, ингуши и балкарцы Северного Кавказа, калмыки, турки-месхетинцы. Их насильственно "вырывали" со своих родных мест. Переселялись разные народы, но формы и методы переселения были одинаковыми. Различия просматривались лишь в мотивациях процесса переселения. Но и они имели "общий знаменатель" — враждебное отношение отдельных слоев этих народов к Советской власти.

Советские немцы выселялись якобы за тесные связи с германскими захватчиками. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. 380 тыс. немцев Поволжья были переселены в Сибирь, на Алтай, в Казахстан и Буря­тию (Правда. 1941. 29 августа). В феврале 1944 г. была ликви­дирована Чечено-Ингушская АССР "за организованную во­оруженную борьбу против частей Красной Армии диверси­онных банд в советском тылу (Правда. 1944. 23 февраля). Нелепость данного обвинения очевидна. Чечено-Ингушетия оккупации не подвергалась, а ее взрослое мужское населе­ние в основном находилось в армии. Выселялись в основном старики, женщины и дети. Почти 150 тыс. чеченцев и ингушей были переселены в Казахстан и Киргизию. Только в феврале-марте 1944 г. было переселено на постоянное жи­тельство в Казахстан и Киргизию свыше 600 тыс. чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев. Среди них были предста­вители и других малых народов, проживавших на Северном Кавказе, — греки, турки, курды и др. Все они назывались спецпереселенцами, спецконтингентом. В ноябре 1944 г. были переселены из Грузии турки, курды, хемшилы (Коммунист. 1991. № 3). Спецпереселение продолжалось и в более позд­нее время, но уже в меньших размерах.

Режим проживания спецпереселенцев был жестким и строгим. Так, даже в 1948 г. для чеченцев и ингушей была введена уголовная ответственность за побеги из мест обя­зательного и постоянного поселения депортированных лиц. Если во время переселения народов Северного Кавказа не определялись. сроки их высылки, то теперь указывалось, что переселение в отдаленные районы Советского Союза для проживания навечно осуществлялось без права возврата к прежним местам жительства. За самовольный выезд из места жительства виновный приговаривался Особым сове­щанием при МВД СССР к двадцати годам каторжных работ.

Конечно, переселение народов — вина Сталина и его политического окружения. Вместе с тем следует признать, что и среди депортированных народов были отщепенцы. Так, в 1943 г. было обезврежено 65 вооруженных группировок карачаевцев общей численностью 1416 человек, выловлено около 2000 дезертиров, 300 фашистских пособников, 182 бандита-одиночки (Бугай Н.Ф. За что переселяли народы// Агитатор.1989.№ 11).

Геноцид, осуществленный в отношении ряда народов Северного Кавказа, коснулся и части жителей Дагестана — аварцев, даргинцев, лезгин, лакцев. Они оказались дважды насильственно переселенными со своих мест проживания. В 1944 г. дагестанцы были переселены в Чечено-Ингуше­тию, в те населенные пункты, откуда чеченское население было выслано в Среднюю Азию и Казахстан. В 1957 г., ког­да восстанавливалась Чечено-Ингушская АССР, население переселенных районов Дагестана вновь было возвращено на прежнее местожительство.

Такие же лишения испытал и калмыцкий народ. Дело в том, что фашисты предлагали образовать рейхскомиссариат "Калмыцкая область", исходя из предпосылки о неприя­тии калмыками идей социализма. В сентябре 1942 г. гитлер­овское командование приступило даже к формированию "калмыцкого корпуса". С помощью угроз и насилия им удалось сформировать несколько кавалерийских эскадронов. Этого было достаточно, чтобы в декабре 1943 г. ликвидиро­вать Калмыцкую АССР. Калмыцкий народ, среди которого до 65 % были дети до 16 лет, насильственно был переселен в районы Сибири, Киргизии и Узбекистана. Отдельные груп­пы были этапированы даже на Чукотку и Сахалин.

Тяжелыми оказались 40-е гг. и для балкарского народа. В марте 1944 г. его население также было подготовлено к депортации. Мотив тот же: активное пособничество врагу. Значительная часть из 35 тыс. балкарцев были переселены в районы Казахстана и Киргизии, а земли, принадлежавшие балкарцам, передавались в пользу Кабардинской АССР и Грузии. Пострадал и 100-тысячный карачаевский народ: Кара­чаевская автономная область была ликвидирована, а города и поселки на ее территории получили грузинские названия.

В сентябре 1944 г. был принят Указ Президиума Верхов­ного Совета СССР о выселении крымских татар. Это была противозаконная акция, в результате которой были смешаны в одну кучу подонки и честные люди. Несколько батальонов из числа лиц крымско-татарской национальности, воевавших, а точнее, выполнявших полицейские функции в оккупирован­ном Крыму на стороне немецко-фашистских захватчиков, нель­зя смешивать с крымско-татарским народом.

Реабилитация спецпоселенцев, депортированного насе­ления и восстановление их государственности начались после XX съезда КПСС и продолжались многие годы. Лишь в мае 1990 г. Государственная комиссия по проблемам крымских татар приняла концепцию государственной программы их возвращения в Крым. Много нерешенных проблем нацио­нального характера продолжает сохраняться у народов Ка­бардино-Балкарии.

Совершенно очевидно, что в различных регионах Рос­сийской Федерации, в том числе и в автономных республи­ках и областях Северного Кавказа, были, есть и будут свои специфические национальные особенности. Но были и про­должают сохраняться и другие проблемы национальной политики России, как составной части политических про­цессов, происходящих в многонациональном государстве. О них, к сожалению, весьма мало пишут и еще меньше о них знают широкие круги российского населения. Среди них огромный набор проблем народов Севера. Мы много и спра­ведливо говорим и пишем о тяжелой судьбе бывших репрес­сированных народов. Но мы молчим о том, что в связи с промышленной добычей полезных ископаемых на Севере по существу шла та же депортация малых народов.

Справедливости ради отметим, что эти процессы называли вы­теснением малых народов. Между тем орочи, например, начиная с 1956 г. были переселены 5 раз. Их осталось всего 425 человек. А 35 % эвенков, нанайцев, удэгейцев, ульчей, эскимосов, ительменов проживают за пределами своего тра­диционного расселения и местожительства [Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994].

Все это говорит о том, что если сложившаяся тенден­ция сохранится, то уже в обозримом будущем многие из малочисленных народов могут просто раствориться среди других этносов. Можно и нужно, разумеется, винить Совет­скую власть за то, что было не все учтено при образовании суверенных республик, допущено много серьезных ошибок в их национально-государственном устройстве и развитии. Но нельзя отнять у Советской власти то, что именно благо­даря ей многие народы впервые обрели или восстановили свою государственность.

Курс на демократизацию общественно-политической жизни и деятельности стал проявляться во всех ее направ­лениях. Но все больше и больше этот курс определялся толь­ко политическими приемами и методами.

Приведем только один пример, но довольно типичный для тех лет. Так, рост урожайности кукурузы ставился в прямую зависимость от уровня политической сознательности. "Если в отдельных районах страны кукуруза внедряется формально, колхозы и совхозы снимают низкие урожаи, то в этом виноват не климат, а руководитель, — говорил Н.С. Хрущев. — Там, где кукуруза не родится, есть "компо­нент", который не содействует ее росту. Этот "компонент" надо искать в руководстве. Надо заменять тех работников, которые сами засохли и сушат такую культуру, как ку­куруза, не дают ей возможности развернуться во всю мощь" (XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 17-31 октября 1961 г. Стенографический отчет. Т. 1. С. 80). Путем использования приемов непосредственной апелля­ции к сознательности, энтузиазму, самоотверженности реша­лись задачи освоения целины и сибирских строек. Движение за коммунистический труд — заметное событие тех лет — родилось в первую очередь на волне политического подъ­ема, на той же базе сознательности и энтузиазма.

Созданный в сознании людей образ коммунизма, по­строение материально-технической основы которого в 1960 г. было обещано через 20 лет, оказывал на экономическую и социальную политику конца 50-х — начала 60-х гг. гораздо большее влияние, нежели анализ тогдашней экономики и ее проблем. Именно в силу этого попытки "обогнать время" в тот период окончились в целом неудачей. Но вместе с тем они в немалой степени способствовали созданию такой об­становки, которая побуждала к поискам, стремлению вый­ти за пределы возможного.

Затронула "оттепель" и решения XX съезда КПСС в области международных отношений. Еще в январе 1954 г., менее чем через год после смерти Сталина, в Берлине со­стоялось совещание министров иностранных дел США, Ве­ликобритании, Франции и СССР, обсуждавших вопросы, связанные с Индокитаем, Кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в Европе.

В июле 1955 г., десять лет спустя после Потсдама, в Женеве вновь встретились главы великих держав — СССР, Великобритании, США и Франции. В центре внимания со­вещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В 1955 г. Со­ветское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военноплен­ных. Были установлены дипломатические отношения меж­ду СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановле­нии независимости Австрии.

В июле 1961 г. в Вене состоялась первая встреча Н.С. Хрущева с новым Президентом США Д. Кеннеди. На ней было решено установить прямую телефонную связь меж­ду Кремлем и Белым Домом. Однако обстановка в Берлине вновь обострилась. В результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Бер­лина и установлены контрольно-пропускные пункты на гра­нице. Это вызвало еще большую напряженность как в самом Берлине, так и в международной обстановке в целом.

Не менее напряженной была обстановка и на Ближнем Востоке, особенно после того, как в Египте пришло к власти в 1952 г. национально-демократическое правительство Г.А. Насера.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере являлась борьба за разоружение. Стремясь переломить опас­ный ход событий, СССР за период 1956 — 1960 гг. в одно­стороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. Советский Союз в одностор­оннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру пос­ледуют и другие страны. Однако это проявление доброй воли не нашло тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесе­на СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Но США и их союзники и эти советские предложения про­игнорировали.

Осенью 1960 г. Н.С. Хрущев посетил США. На этот раз он прибыл не по приглашению президента США, а как гла­ва советской делегации на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Вслед за ним туда прибыли главы многих государств мира в надежде принять участие в обсуждении и в реали­зации предложений и рекомендаций советского лидера.

Вторая половина 50-х — начало 60-х гг. прошли под знаком борьбы демократической и консервативной тенден­ций в развитии общественной жизни. В конце этого периода демократическая тенденция стала ослабевать главным обра­зом в силу непоследовательности действий сверху и преж­де всего самого Н.С. Хрущева. Возросла опасность волюн­таризма и администрирования, что впоследствии послужи­ло прямой предпосылкой для укрепления позиций адми­нистративно-командной системы.

Начало постепенно меняться отношение и к поискам "правды жизни" в искусстве — на основе возрождения дог­матически понимаемого принципа "единомыслия". Вызвав­ший в свое время огромный читательский интерес роман В. Дудинцева "Не хлебом единым" был объявлен "клевет­ническим сочинением". Роман Б. Пастернака "Доктор Жи­ваго" тогда не дошел до массового читателя, что, однако, не помешало его всеобщему организованному осуждению и исключению автора из числа членов Союза писателей СССР. Порой казалось, что возвращаются недоброй памяти вре­мена конца 40-х — начала 50-х гг., когда велась борьба с "космополизмом", идеологически громились редакции жур­налов "Звезда" и "Ленинград"; подвергались разгромной критике произведения А. Ахматовой и М. Зощенко; обвиня­лись "во всех грехах" низкопоклонства перед Западом ли­тературные и музыкальные произведения, философские сочинения, написанные не в духе марксизма; серьезной атаке были подвергнуты новые открытия в науке и технике, в частности в области биологии, кибернетики.

С целью предотвращения опасности волюнтаризма, уг­лубления администрирования по всем направлениям обще­ственно-политической жизни советского общества, возник­новения нового "вождизма" Н.С. Хрущев в октябре 1964 г. был смещен со всех постов партийного и государственного руководства. Официальное извещение — уход на пенсию по состоянию здоровья. Фактически — стремление нового пар­тийно-государственного руководства освободиться от прямой и косвенной зависимости от Н.С. Хрущева. Формально — переход на новый политический курс, направленный на ис­правление ошибок, допущенных партийно-государственным руководством во главе с Н.С. Хрущевым. Во главе руковод­ства был поставлен Л.И. Брежнев, который приступил к осу­ществлению нового курса в политической и социально-эко­номической сферах жизни страны. В политике главной стала тенденция на свертывание демократических преобразований, пусть противоречиво и непоследовательно, но осуществляв­шихся под руководством Н.С. Хрущева в прошедшее деся­тилетие. Вместе с тем было принято решение о необходимос­ти проведения широких реформ общественно-политического и социально-экономического характера, но при неизменном сохранении нереформировавшегося и практически неизменившегося общественно-политического строя Советского го­сударства. Здесь просматривалась прямая взаимосвязь и вза­имозависимость общественно-политических и социально-эко­номических условий, сложившихся в Советском Союзе.

В результате непоследовательности действий полити­ческого руководства страны во главе с Л.И. Брежневым по развитию демократии и сохранению административно-ко­мандной практики управления не были преодолены де­формации общественно-политической жизни. Возникли новые перекосы политического процесса. Усилился разрыв между официально провозглашенными демократическими принципами и практикой политической жизни. Происходи­ли фактическое оттеснение представительных органов влас­ти и усиление роли исполнительного аппарата.

Это особенно хорошо было видно на развитии и деятель­ности Советов. С приходом Н.С. Хрущева к политическому руководству на волне демократизации и оживления полити­ческой жизни Советского государства наметились и замет­ные демократические элементы в деятельности Советов всех уровней. Регулярно, с привлечением актива трудящихся стали проводиться сессии Советов. Вошли в практику системати­ческие отчеты депутатов перед избирателями. Расширились число и функции постоянных комиссий Советов. Вырос по­стоянно действующий на общественных началах актив из­бирателей. По данным статистики в различные годы при по­стоянных комиссиях работало свыше 25 млн. человек.

Однако, несмотря на активизацию деятельности Сове­тов, они все же в полной мере не стали общенародной организацией власти. В рассматриваемые годы, особенно во вре­мена политического руководства Брежнева и его окруже­ния, действовал такой хорошо отлаженный политический механизм: депутаты собирались на сессии Советов лишь для того, чтобы в течение нескольких дней обсудить и ут­вердить решения, подготовленные бюрократией исполни­тельных органов Советской власти. Тем самым депутаты всех уровней избранных Советов по существу оказывались лишенными самостоятельности и не имели возможности участвовать в законотворческой деятельности, влиять на государственное строительство, на проведение в жизнь при­нимаемых решений.

Справедливости ради отметим, что политическим и го­сударственным руководством, партийными съездами и пле­нумами ЦК КПСС принималось множество различных решений, постановлений и распоряжений об улучшении деятельности Советов, расширении их прав и политическо­го влияния. Только в 70-х — начале 80-х гг. было принято 14 таких постановлений. Однако реальная власть Советов на подведомственной им территории не реализовывалась. Советы не имели достаточных источников дохода. Они не получали средств от расположенных на их территории пред­приятий, не могли они привлекать и средства населения. В результате на местах происходило усиление ведомствен­ной власти.

Весьма сложным оказался процесс организационного формирования Советов всех уровней. При выдвижении кан­дидатов практически не учитывались их организационные качества, умение ставить и решать задачи, глубоко разби­раться в проблемах текущей политики. Но это было еще терпимо. Более опасно было другое: на всех уровнях в Со­ветах оказывались люди, занимающие руководящие пар­тийные, государственные, военные и экономические посты. Уровень же сменяемости депутатов, занимающих все эти руководящие посты, был незначительным. Более того, пре­бывание на определенной руководящей должности автома­тически означало и вхождение в состав депутатов.

Этот процесс вел к злоупотреблению властью в центре и на местах. Но, главное, исключалась возможность контро­лировать действия руководящих должностных лиц.

Падал престиж Советов, снижался интерес населения к их деятельности. Социологические обследования зафик­сировали, что до 40 % опрошенных не знали и не интересо­вались — кто представляет их в Советах (Коммунист. 1987. № 6. С. 83).

Сходные процессы характеризовали развитие других общественных организаций, профсоюзов, комсомола. В кон­ституционном порядке была определена роль массовых орга­низаций, расширены их права. В то же время в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных орга­низаций. Они все больше сосредоточивались на выполнении распорядительно-оперативных функций. Для политической практики рассматриваемого времени были характерны не­самостоятельность общественных организаций, излишне жесткая подчиненность партийным органам.

В послевоенные годы постоянно росла численность об­щественных организаций страны. К началу 80-х гг. проф­союзы Советского Союза объединяли в своих рядах 130 млн. рабочих и служащих, около 12 млн. колхозников. Профсоюз­ным членством было охвачено 98,6 % всех работающих. Чис­ленность ВЛКСМ составила в 70-х гг. 27 млн. человек, а к началу 80-х .гг. возросла до 41,7 млн. человек. Профсоюзы, комсомольские и другие общественные организации распо­лагали достаточно большими правами, вплоть до законода­тельной инициативы. Но ослабление самостоятельности, подлинных общественных начал их деятельности не позво­ляли им достаточно эффективно влиять на формирование и реализацию политики, корректировать те или иные решения.

Аналогичный характер имела и контрольная деятель­ность трудящихся, являющаяся одним из важнейших по­казателей демократизма общественно-политической дея­тельности народных масс. В количественном отношении кон­трольная деятельность трудящихся выглядела весьма со­лидной. В 70-х гг. в стране насчитывалось около одного мил­лиона групп и постов народного контроля, в которых на об­щественных началах работали несколько миллионов народ­ных контролеров. Но реальное воздействие контрольной деятельности народных масс на процесс формирования и реализации политики было весьма невелико, а централь­ные органы народного контроля были просто слабы и зави­симы от партийных органов и политического руководства.

Что же касается КПСС, то в ее реальной политической практике подлинный демократизм по существу отсутствовал.

Сложилось расслоение коммунистов на партийную вер­хушку, руководящий слой и рядовую партийную массу. Резко была ослаблена роль выборных партийных органов. Реальная власть перешла к исполнительным структурам КПСС — бюро, секретарям партийных комитетов, а зачас­тую просто к аппарату партийных органов. Логика административно-командной системы привела к тому, что руко­водящая роль КПСС трансформировалась в управленчес­кую деятельность по решению текущих хозяйственных, со­циально-экономических, культурных, военных и других проблем. Партийные комитеты приняли на себя многие те­кущие оперативно-распорядительные функции. По суще­ству административно-распорядительная работа практичес­ки вытеснила политические методы руководства.

С начала 60-х гг. в партийный аппарат стали выдвигать специалистов промышленности и сельского хозяйства. Во многом не учитывалось, умеют ли новые кадры вести разъя­снительную работу с людьми, активно участвовать в поли­тических дискуссиях, предвидеть социальные последствия принимаемых решений. В результате в практике работы партийных комитетов резко усилился бюрократический подход, тяга к командному стилю, что не могло не отразиться на качестве всей работы.

В послевоенные годы рост КПСС в значительной мере формировался искусственно. После Великой Отечественной войны в партию было принято около 10 млн. человек. В резу­льтате численность КПСС к середине 80-х гг. составляла свы­ше 19 млн. человек. В партии оказалось много политически инертных, социально и морально не зрелых людей. Из партии ежегодно в среднем исключалось примерно 80 тыс. человек.

В 70-е гг. тенденция консерватизма в управлении стра­ной стала сказываться на международной политике. И в этой сфере были допущены серьезные просчеты. Если в первой половине 70-х гг. удалось добиться разрядки меж­дународной напряженности, то в конце седьмого десятиле­тия произошло обострение внешнеполитической ситуации.

Международная обстановка в это время характеризу­ется в целом нестабильностью и ростом противоречий, ко­торые создавали серьезную напряженность. Имели место военные действия в различных точках планеты.

В этих условиях советское политическое руководство поставило своей задачей добиться поворота от "холодной войны", от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству. Внешнеполитические задачи нашли свое отражение в принятой XXIV съездом КПСС Программе мира.

Считая, что противоборство двух политических систем исторически неизбежно, Коммунистическая партия, ее руко­водство, считало своей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфрон­тацией социалистических и капиталистических государств.

Советский Союз в контексте Программы мира внес свы­ше 150 различных предложений, направленных на обеспе­чение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Они создавали соответствую­щую политическую атмосферу. Однако многие из них не могли быть выполненными и имели лишь пропагандистский смысл.

Несмотря на военно-политическое противоборство двух систем, курс на разрядку, соблюдение принципа мирного сосуществования постепенно становятся тенденцией про­тив термоядерной войны. Практически ее результатом ста­ло подписание между СССР и США бессрочного Соглашения о предотвращении ядерной войны (1973 г.).

Советско-американские отношения начали изменяться, что давало основание улучшить международный климат. Большие усилия пришлось приложить к созыву общеевро­пейского Совещания по безопасности. Руководители 33 го­сударств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт Совещания (август 1975 г.).

Несколько ранее (1971 г.) Советский Союз, Соединен­ные Штаты, Великобритания и Франция заключили четы­рехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР, ЧССР приз­навались нерушимыми.

Первая половина 70-х гг. показала возможность смяг­чения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различ­ным политическим строем, включая и развитие сотрудни­чества между ними.

Однако конфронтация между СССР и США резко уси­лилась в связи с вводом ограниченного контингента совет­ских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную конфликтную ситуацию, принесшую большие жертвы с обе­их сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода совет­ских войск.

Дальнейший ход событий вел к усугублению между­народного положения. В ответ на размещение американ­ских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней даль­ности. Начался новый этап в гонке вооружений, в резуль­тате которого Европа оказалась в роли заложницы.

С приходом к власти в США администрации Р. Рейгана была начата реализация программы поистине глобального перевооружения американских сил с целью обеспечения возможности "вести и выиграть" ядерную войну.

Наряду с этим Соединенные Штаты переходят к пря­мым действиям в отношении суверенных государств. Они совершили интервенцию в отношении Гренады, свергнув существующий режим; осуществили высадку войск в Ли­ване; нанесли бомбовые удары по Ливии.

Все это свидетельствовало о том, что Запад перешел к политике "с позиции силы".

Советское руководство в очередной раз начало выдви­гать мирные предложения. В них предполагалось осущест­вить меры доверия в Европе и Азии, урегулировать конфликт вокруг Афганистана, ограничить и сократить стра­тегическое вооружение и в качестве первого шага предло­жило ввести взаимный мораторий на развертывание ядерных средств в Европе.

В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Запад­ной Европе. Советский Союз предпринял аналогичные дей­ствия, потребовавшие дополнительных материальных затрат. Поэтому увеличение расходов на вооружение в социалис­тических странах встречало далеко не однозначный ответ.

Конфронтационные отношения складывались и с КНР. В феврале 1979 г. Китай осуществил военные действия про­тив Вьетнама. Советский Союз заявил о том, что он выпол­нит взятые на себя обязательства по Договору о дружбе, союзе и сотрудничестве СССР с СРВ.

Общая ситуация в мире в эти годы накладывала свой отпечаток на взаимоотношения социалистических стран, где Советский Союз занимал доминирующее положение.

Некоторые социалистические страны, в частности ПНР, пытались выйти из положения, закупив западную технику и технологию. В 1980-1981 гг. в Польше возник политичес­кий кризис. В стране было введено военное положение. Си­туация обострилась. Делались попытки активизировать сотрудничество социалистических стран, прежде всего в экономической и научно-технической областях.

В этих условиях в 1985 г. была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г. Решение этой программы должно было спо­собствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но, как показала практика, примерно 1/3 про­граммы не отвечала требованиям мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном исполнении оказалась не той, которая могла бы осуществить научно-технический прогресс.

В социалистических странах назревали серьезные пере­мены, связанные с радикальным изменением всех сторон жизни.

Таким образом, в 60-80-х гг., несмотря на элементы из­вестной демократизации политической жизни общества, продолжали сохраняться многочисленные деформации. Сфера законодательной и представительной власти была формализована. Резко усилилась роль партийно-админис­тративной бюрократии. Отсутствовала реальная контроль­ная деятельность трудящихся. Ослабла самостоятельность общественных организаций. Серьезный кризис поразил и Коммунистическую партию.

Советское государство нуждалось в создании качест­венно новой политической обстановки, в кардинальных по­литических, социально-экономических и культурно-идеоло­гических реформах, в качественно новых изменениях всех сфер жизни и деятельности советских людей.

Глава 13. Переломный период в истории России (80 — 90-е гг. XX в.)