Революционно-демократическое движение 40-90-х гг. 3 страница

В целом дальневосточная политика царизма на протя­жении 60-80-х гг. XIX в. не отличалась высокой активностью. Правительство выделяло весьма ограниченные средства для стимулирования экономического освоения Дальнего Востока.

Завершая характеристику внешней политики России в XIX в., следует коротко остановиться на складывании воен­но-политических союзов в Европе в конце века.

После Берлинского конгресса международное положе­ние России вновь ухудшилось. В мире складывался новый баланс политических и военных сил. К началу 80-х гг. в Европе наметилось резкое усиление Германии. Упрочились позиции Австро-Венгрии на Балканах, Англия активизиро­вала колониальные захваты.

К началу 80-х гг. Германия оставалась для России важ­нейшим рынком сельскохозяйственной продукции, и поэтому экономические интересы помещиков требовали поддер­жания с ней дружественных отношений. К русско-герман­скому сближению подталкивала и монархическая солидар­ность обоих дворов.

В середине 80-х гг. в Болгарии произошла серия госу­дарственных переворотов, в результате которых влияние России в болгарских правящих кругах было вытеснено. По­теря влияния на болгарское правительство была серьезной неудачей царской дипломатии.

Жесткая политика Бисмарка в отношении России по со­зданию искусственных осложнений для российского прави­тельства на Балканах и немецкое экономическое давление на российские буржуазно-помещичьи круги, связанные с гер­манским режимом, не оправдала себя. Политика российского правительства все более начинала приобретать антигерманские черты. В 1887 г. были изданы указы, ограничивавшие приток в Россию германского капитала и повышавшие пош­лины на ввоз металла, металлических изделий и угля, на продукцию химической промышленности, и т.д.

К концу 80-х гг. противоречия России с Австро-Вен­грией и Германией стали более значительными, чем проти­воречия с Англией. В решении международных вопросов российское правительство стало искать партнеров. Важной предпосылкой такого шага явились серьезные изменения во всей европейской ситуации, вызванные заключением в 1882 г. Тройственного союза между Германией, Австро-Вен­грией и Италией. В начале 90-х гг. наметились признаки сближения участников Тройственного союза с Англией. В этих условиях началось сближение России с Францией.

Русско-французское сближение имело не только поли­тическую, но и экономическую основу. С 1887 г. Россия ста­ла регулярно получать французские займы.

Летом 1891 г. в Кронштадт прибыла французская воен­ная эскадра. 27 августа 1891 г. в обстановке секретности был заключен русско-французский союз. Спустя год в свя­зи с новым увеличением германской армии между Россией и Францией была подписана военная конвенция. Оконча­тельное оформление русско-французского союза состоялось не сразу. Лишь в январе 1894 г. договор был ратифицирован Александром III и приобрел обязательный характер.

Союз с Францией выдвинул необходимость переориен­тации внешней политики России в других регионах. Прави­тельство было вынуждено отказаться от активных действий на Балканах. Это связывалось с новыми обязательствами России перед Францией.

Вместе с тем царизм активизировал внешнеполитичес­кую деятельность на Дальнем Востоке.

Таким образом, как мы видим, внешняя политика России в XIX в. носила сложный неоднозначный характер. На ее спад или активность, несомненно, влияла меняющаяся обстановка как в самой России, так и в международных отношениях.

Глава 7. Россия на рубеже XIX-XX вв.