Общие знания и навыки аудиторов систем менеджмента качества и экологического менеджмента
Аудиторы должны обладать знаниями и умениями во многих областях и сферах деятельности. Сфера профессиональных знаний аудитора должна распространяться на:
а) Принципы, процедуры и методы аудита, позволяющие аудитору выбирать такие способы работы, которые соответствуют различным аудитам и обеспечивают последовательное и систематичное их проведение.
Аудитор должен уметь:
- применять принципы, процедуры и методы аудита;
- результативно планировать и организовывать работу;
- проводить аудит в согласованные сроки;
- расставлять приоритеты и концентрироваться на важных вопросах;
- собирать информацию путем результативных опросов и прослушивания, осмотра и анализа документов, включая записи и данные;
- понимать приемлемость и последствия использования методик выборки при аудите;
- проверять правильность собранной информации;
- подтверждать достаточность и соответствие свидетельств аудита для получения наблюдений аудита и заключений по результатам аудита;
- оценивать факторы, которые могут повлиять на достоверность наблюдений и заключений по результатам аудита;
- использовать рабочие документы для ведения записей по аудиту;
- подготавливать отчеты по аудиту;
- обеспечивать конфиденциальность и сохранность информации;
- результативно общаться самостоятельно, используя знание языка, или через переводчика.
б) Систему менеджмента и ссылочные документы, позволяющие аудитору изучить область аудита с учетом критериев аудита. Знания и умения в этой области должны охватывать:
- применение систем менеджмента для различных организаций;
- взаимодействие между компонентами системы менеджмента;
- стандарты систем менеджмента качества или экологического менеджмента, применимые процедуры или другие документы системы менеджмента, используемые в качестве критериев аудита;
- понимание приоритетов ссылочных документов и различий между ними;
- применение ссылочных документов к различным ситуациям в процессе аудита;
- информационные системы и технологии утверждения, обеспечения безопасности, рассылки и управления документами, данными и записями.
в) Особенности функционирования организации, позволяющие аудитору понять атмосферу в организации. Знания и умения в этой области должны охватывать:
- размер, структуру, функции организации и внутрипроизводственные отношения;
- основные бизнес-процессы и соответствующую им терминологию;
- культурные и социальные особенности проверяемой организации.
г) Применяемые законы, технические регламенты, нормы и требования, относящиеся к отрасли, позволяющие аудитору понимать требования, актуальные для проверяемой организации.
Знания и умения в этой области должны охватывать:
- местные, региональные и национальные законы и нормативно-правовые акты;
- контракты и соглашения;
- международные договоры и конвенции;
- другие требования и добровольные обязательства организации.
Руководители аудиторских групп должны обладать дополнительными знаниями и навыками по управлению аудитом для обеспечения его результативности и эффективности.
Руководитель аудиторской группы должен уметь:
- планировать аудит и результативно использовать ресурсы в процессе аудита;
- представлять аудиторскую группу при контактах с заказчиком аудита и проверяемой организацией;
- организовывать и руководить членами аудиторской группы;
- обеспечивать руководящими указаниями и рекомендациями аудиторов-стажеров;
- направлять работу аудиторской группой для достижения заключений по результатам аудита;
- предупреждать и разрешать конфликты;
- подготавливать и составлять отчет (акт) и заключение по аудиту.