РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ 1 страница

Расизм представляет собой величайшее проклятие людей, созданное ими самими. Всемогущий Бог сотворил этот мир разнообразным, создав поразительную красоту, однако, это разнообразие – лишь внешнее. По преданию, в давние времена некие плодовитые писатели из Британии поведали жуткие истории о чернокожих африканцах, и всё это было так безусловно воспринято, что люди, называвшие себя белыми, напрягли все силы, чтобы истребить людей, имевших какой-либо иной цвет кожи. Например, Колумб приплыл в Америку по ошибке, но испанцы и там начали приумножать своё королевство, в результате чего большую часть индейцев изгнали с их собственной земли. Но некоторые из них спаслись, укрывшись в высоких горах. Трудно понять, зачем эти мореплаватели высадились на территории, уже принадлежавшей кому-то ещё. Их изначальной целью было открытие новых земель, но затем они превратились в захватчиков, так как начали верить, что эта земля становится их собственностью. Они считали себя вправе ненавидеть или уничтожать людей с тёмной кожей, или с кожей, которая была не такая, как у них самих, и поэтому грабительским путём навсегда отбирали у них землю.

Созданное природой разнообразие тел, лиц и цветов кожи является очень важным фактором, иначе все люди выглядели бы одинаково. Это была бы масса скучных человеческих лиц. К сожалению, цветных людей стали называть примитивными, а белокожих – считать развитыми. Это – недопустимое высокомерие: делать различие между людьми, руководствуясь цветом кожи. Ведь все они имеют одинаковое сердце, одинаковые чувства, одинаковое выражение любви и ненависти. Все они одинаково улыбаются и все одинаково плачут. Страны, в которых рождаются цветные люди, должны быть их собственностью. Они могут быть примитивными или отсталыми, но ни один иностранец, пусть даже белокожий, не имеет права силой занимать их земли, применяя карабины и пушки против безоружных туземцев. Вообразите эту жестокость, когда с чернокожими людьми обращались как с рабами. Хотя рабство было отменено, колониальные «белые» страны продолжали наносить невыразимые оскорбления и подвергать пыткам бедных и простых людей в своих колониях. Если история колониального правления в Африке, Азии и Латинской Америке была бы изложена правдиво и объективно, то чудовищность преступлений, совершённых белыми правителями, потрясла бы человечество. Я сама испытала некоторые из них в период британского господства в Индии. Британцы прибыли в Индию без въездного разрешения или визы и задержались почти на триста лет. Теперь же, когда индийцы, заручившись соответствующими визами, путешествуют в Соединенное Королевство Великобритании, то у них, как правило, остаётся ужасное впечатление от «допроса», учиняемого по прилёту в аэропорт сотрудниками иммиграционной службы. Как супруга дипломата высшего ранга я обладала дипломатическим паспортом, и, тем не менее, мне задавали грубые и оскорбительные вопросы, и всё потому, что я – индианка, а не белая. Однажды они подвергли меня личному обыску безо всякой на то причины. Это было ничто иное, как вопиющее проявление вульгарного расизма. По-видимому, белые расы полагают, что у них есть божественное право грубить и обижать «низшие» цветные расы.

В Америке самой большой социальной проблемой была и остаётся расовая дискриминация. То, как власти, а вместе с ними и рядовые белые граждане, обходились с чёрнокожими людьми, было не только несправедливо, но и страшно греховно. Великие души, как, например, Авраам Линкольн, были потрясены таким недоброжелательным отношением и проявили максимум энергии, чтобы устранить расизм посредством закона. Но, не смотря на принятие соответствующих законодательных актов, между белыми и чёрными людьми часто происходят серьёзные столкновения. В наше время бандитизм распространился в обществе, и во многих городских районах люди живут в постоянном страхе. Те, кто посеял семена расового насилия, теперь сами пожинают плоды хаотического насилия, в котором участвуют даже подростки, проявляя при этом зверство и жестокость. Поскольку каждое действие вызывает противодействие, то в данном случае ответная реакция во всём мире достигла крайности, проявившись в такой безобразной и не имеющей оправдания манере, что теперь, кажется, уже невозможно отрегулировать взаимоотношения между белыми и цветными людьми. Если у белокожих осталась хоть толика мудрости, они должны знать, что чернокожие люди превосходят их во многих областях. Например, белокожие не могут петь так, как чёрные, потому что не обладают таким природным даром ощущения ритма. Я видела, как негры несут своих мёртвых на кладбище в сопровождении оркестра, при этом процессия скорбящих движется как бы в танце под ритм музыки. Понять и ценить их подстать лишь утончённым и смиренным людям, которые в состоянии осознать, как щедро они одарены Божественностью. Нелегко превзойти присущий темнокожим талант в спорте. Все победы в играх, требующих силы и ловкости, достаются никому иному, как чернокожим людям. В баскетболе и бейсболе доминируют чёрные, и белые принимают их в команды как себе равных, благодаря их спортивному мастерству и незаменимости. Так почему же такой нерасистский подход в спорте не распространится на жизнь общества в целом? Следует признать, что большинство великих певцов – чёрнокожие люди. Конечно, некоторым белым людям удалось преуспеть, но они не в состоянии превзойти чёрных западных певцов, которые настолько мелодичны и великолепно ритмичны, что напоминают индийскую птицу-кукушку, извещающую о приходе весны. К тому же кукушка – очень чёрная по сравнению со всеми другими птицами. Весной кукушка начинает петь свои нежно-мелодичные песни, возвещая приход весны в саду. Вы не найдёте птиц с такого рода нелепым комплексом в отношении цвета. Живя совместно, все они очень счастливы, не смотря на самую разнообразную окраску.

Во всём мире людям известно, что все матери претерпевают одинаковые родовые схватки, независимо от цвета их кожи – чёрной, белой, коричневой или синей. Историческим фактом является то, что такое ненавистное отношение к цветным людям было продуктом ментальной деятельности людей очень низкой бесчувственности. И эта ментальная деятельность характерна для белых, которые считают себя очень мудрыми людьми. Такого рода глупый ментальный подход является серьёзной проблемой для всего мира.

Если же мы действительно наблюдаем явления безо всяких ментально порождённых комплексов, то интересно видеть, как мать с великой любовью воспроизводит на свет своё дитя. Некоторые мучительно переживают родовые схватки, но как только ребёнок родился, обыкновенные матери, каким бы ни был цвет их кожи, преисполнены величайшей любви, забывая, через что они прошли. И не сказать, что белые матери производят своих детей через нос или через рот. Для всех матерей способ деторождения един, как и способ зачатия. К сожалению, в белых семьях нет такой любви, которую родители питают к своим детям в чёрных семьях. Особенно той любви, которой преисполнены к своим детям индийцы, - ей нет равной среди белых людей. Несомненно, индийцы приучают своих детей к дисциплине, но, тем не менее, их любовь к детям велика. Такая любовь напоминает нам о Боге-Отце, который любит нас, своих детей, проявляя огромную заботу и постоянное внимание.

Среди моей домашней прислуги в Дели была одна прачка. У этой женщины было девять детей, причём некоторые подросли и помогали ей в работе. Другие были ещё очень малы, а последний - в возрасте около двух лет - только ползал по дому и не мог оказывать помощи матери. Напротив, ей самой приходилось тратить на него много времени и сил. На Западе мать, будучи с таким ребёнком, занималась бы только им. И вот однажды этот ребёнок угодил в кипящую жидкость, где готовился крахмал для белья, стиркой которого занималась эта женщина вместе со своим мужем. В то время меня не было в Дели. Возвратившись домой, я услышала трагический рассказ об этой женщине. Я вызвала её, и она пришла ко мне. За месяц непрестанного плача она сильно исхудала. До этого несчастного случая она была очень здоровой и счастливой женщиной. Я усадила её и приласкала, попросила больше не плакать, так как ребёнок уже мёртв. Но она всё плакала, не разговаривая со мной и не отвечая на мои вопросы. И так продолжалось шесть часов, но плач не прекращался. Удивительно, что среди её детей этот погибший сын был самым тёмнокожим ребёнком из всех. Её старшие дети были намного светлее, а этот последний ребёнок был исключительно тёмным. И увидев, как эта женщина убивается по погибшему дитя, я вдруг почувствовала, что наша Первородная Мать, которая произвела нас на свет, должно быть, с равной силой любит всех своих детей и заботится о них, независимо от того, какой у нас цвет кожи – чёрный, коричневый, белый или жёлтый.

Когда я поехала в Колумбию, я обнаружила, что там люди уже знают о существовании системы тонкого тела, которая отвечает за наше восхождение. Они выяснили это благодаря многим раскопкам глиняных горшков и фигур, которые лежали захороненными в земле. Очень удивительно, каким символическим образом они выразили свою осведомлённость о существовании такой системы и энергии, которая даёт нам эту связь с Божественным. Они не в состоянии объяснить, как получилось, что их народ приобрёл это сокровенное знание тысячи лет назад. А вот белые считают колумбийцев примитивным народом.

Птица кондор служит у них символом мореплавания. На мой вопрос, почему они выбрали кондора в качестве эмблемы судоходства, они к моему сильному удивлению поведали, что их предки рассказывали о боге по имени Вишну, который добрался до их земли из Бхарата (Индия), из моей страны, долетев на птице кондоре. Услышав такое, я была просто поражена. Мой муж вместе со мной слушал эту историю и тоже не мог понять, как они говорили о нашем индийском боге Вишну, который, как мы знаем из нашей мифологии, путешествовал на кондоре. Тот, с кем мы беседовали, был не очень-то широко образованным человеком, но он имел много знаний по философии и культуре своей страны. Я убедилась, что эти люди чрезвычайно добры, очень благородны и очень развиты. То, как они делают вещи, характерно для общества с высокоразвитой культурой, существовавшего задолго до того, как белые достигли Америки. Например, подавая кому-нибудь стакан воды, они левой рукой касаются правой руки, что и мы делаем в Индии, в качестве скромного жеста, означающего, что вода доброжелательно подаётся обеими руками, а не грубо – одной рукой. Я заметила много типов поведения, которые в Индии считаются крайне важными проявлениями культуры. Колумбийцы - очень простодушные и безобидные люди. Из-за того, что этот народ затерялся в высокогорной местности, их лица стали ещё более монголоидного типа, а их жестикуляция – красивой, безо всяких искусственных ухищрений и комбинаций. Они исключительно чисты и просты по природе – люди с широкой душой, живущие высоко в горах Боливии. К счастью, я очень сблизилась с некоторыми из этих людей, которые пришли повидаться со мной, чтобы почерпнуть знания о системе тонкого тела.

В городе Лос-Анджелесе некоторые представители коренного населения были весьма притеснены и обеспокоены, потому что в давние времена они обладали землёй и теперь хотели получить её обратно в своё владение. Я спросила их: «А что такого особенного в этой земле? В любом случае для вас потеряна вся Америка. Зачем вам нужно так тревожиться об этой конкретной местности?» Они заявили мне: «Это – наша Святая Земля, где растёт шалфей, который считается священным растением. С давних пор мы знаем, что это наша священная земля, и в определённый день каждого месяца мы ходим туда молиться». И со всей Америки краснокожие индейцы съезжаются туда раз в год, чтобы помолиться Богу Всемогущему. К несчастью, эту землю прибрал к рукам один индиец, который является членом общества, сильно ориентированного на деньги. Они сказали мне: «Будучи родом из такой древней страны как Индия, вы лучше других поймёте наши чувства. Сможете потолковать с этим нашим индийцем и сказать ему, что это – святая земля, которая должна быть достоянием именно тех людей, которые хотят собираться здесь тысячами и молиться». Я была довольно-таки удивлена, услышав об их вере в то, что этот мой соотечественник, должно быть, – набожный человек, и что он соизволит отдать эту землю обратно, восстановив её в собственность первоначальных владельцев, для которых она была так свята. Эти люди явно не знали, что многие индийцы, живущие заграницей, стали идолопоклонниками денег. Оказавшись оторванными от родины, они утратили свои древние корни и культуру. Например, живя в Италии, они даже между собой не говорят на индийском языке. Я знала, что этот индиец ни за что не отдаст даже пяди той земли, потому что он купил её у американского правительства. История борьбы аборигенов за свои права в Америке долгосрочна и полна душераздирающих событий. Они собираются за оградой обширного частного владения и, сидя там, молятся, думая, что эта земля, которая так вибрирует от Божественных Благословений, отзовётся и услышит их молитвы. Я согласна с ними, ибо знаю и это - факт, что определённые места имеют особо сильные вибрации, и если они верят, что данное место обладает особыми вибрациями, то это, стало быть, поистине так. К тому же они не проявляют интереса ни к каким другим землям, которые были захвачены и разграблены белокожими пришельцами. Аборигенам нужна только эта исключительная территория. Я не знала, как подступиться к американскому правительству с этим вопросом и насколько они поймут данную проблему, потому что они заняты решением проблем с другими странами и войнами. Аборигены были людьми с коричневым цветом кожи. Я видела в их красивых чутких глазах яркое отражение желания получить эту территорию. Я объяснила им, что не в состоянии вернуть им их землю. Тогда они сказали: «Вы – святая и, если Вы помолитесь Богу, мы бесспорно получим эту землю». Я была глубоко тронута бесхитростным желанием этих прекрасных людей; желанием, которому, возможно, никогда не суждено быть услышанным ушами с белой кожей. Моё сердце плакало за них. Я искренне желаю, чтобы наступил день, когда они получат в своё полное распоряжение эту землю и её Божественные вибрации. Они сказали мне: «У нас с древних времён накопилось так много примеров людей, которые исцелились, приходя на это священное место и совершая здесь молитвы Господу».

Когда я встретилась с коренными жителями из Америки, я почувствовала к ним великую любовь и уважение. На встречу со мной они пришли в очень скромной и благородной одежде. Исключительно простодушные и с ангельским поведением, они сидели на земле, сложив руки. Внутри себя они были очень умиротворены и спокойны. Говорили только их женщины. Их желание вернуть права на эту священную землю было отнюдь нематериалистическим. Я заметила величайшую веру в Божественное у этих людей, которых отлучили от своей родной земли. А ведь они были незабвенно преданы этой земле. Они просили отдать им эту землю не для создания на ней некоего предприятия или извлечения экономической выгоды. Их просьба основана на внутреннем духовном чувстве, наподобие такового, которое мы испытываем в Индии по отношению к священной реке Ганг. Они чувствовали, что эта территория – священная земля, которую им следует посещать каждый год, иначе они не будут считать себя людьми, преданными Богу. Мне было приятно слушать их представления о Божественном. И всё, что они говорили было абсолютной истиной.

Расизм воспринят и впитан в мозги людей, которые думают, что они лучше других. Думая таким образом, они просто наслаждаются ментальной деятельностью. С такими идеями в голове у них нет никаких шансов достичь понимания реальности. Как только, объединившись в какую-то группу, люди начинают верить, что они выше других, то какими бы греховными делами они не занимались, таковые находят оправдание в их собственных умах. И они никогда не оглянутся на прошлое, дабы увидеть, что совершаемое ими абсолютно неверно в моральном отношении. Такая расовая дискриминация исходит из полного неведения реальности. Например, в Европе, если вы носите длинные юбки до колен, то, глядя свысока, вам зададут вопрос: «Вы что, турчанка?». При этом предполагается, что только турецкий народ имеет чувство стыда. Если же вы носите юбку длиной всего в 15 сантиметров, то это считается очень модным и современным утончённым вкусом. Разумеется, при таком одеянии можно получить варикозные вены, болезненное опухание обмороженных участков тела и даже артрит.

В Африке народ очень глубокий и утончённый. Благодаря своим астрологическим познаниям, им давно было известно о существовании звезды (планеты-спутника), которая вращается вокруг Юпитера. В Индии астрология строится относительно Луны, а не относительно Солнца. Тысячи лет назад было предсказано, что определённая звезда посетит наш мир в определённое время. Также очень точно были предсказаны время и ход солнечных затмений. Очень чётко были описаны последствия таких затмений. Многие иные события были предсказаны и истолкованы с абсолютной точностью, причём эти результаты удивительно хорошо согласуются с работами западных астрономов, которые сконструировали современное сложное оборудование для изучения движения небесных тел. Западные учёные никогда не проявляли никакого интереса к индийским знаниям астрономии. Конечно же, теперь некоторые знахари организовали большой рынок аюрведческих лекарственных средств, которые не могут приносить пользы, потому что вибрации этих шарлатанов в состоянии развалить здоровье многих в Европе. Тем не менее, люди помешались на Аюрведе, играя на руку этим специальным экспертам рыночной конъюнктуры. Я знаю так много врачей, практикующих Аюрведу (их называют вайдьясы), которые не взимают платы за лечение. У них имеются лекарства, но их никогда не продают за рубеж. Согласно закону, в Америке нельзя практиковать никакого альтернативного средства. Наш Господь Иисус Христос был бы арестован, если бы он лечил любого американца в Америке. Кроме как за само лекарство, пациент не должен много платить таким учёным вайдьясам, которые ведут весьма аскетический образ жизни. В Харидваре я встретила одного такого человека, который обладал обширными познаниями в санскрите. К своему удивлению, я обнаружила, что он был вполне зрелым доктором аллопатической медицины. Но, так или иначе, он обратился к индийской медицине, начав изучать древний метод Аюрведы. Он был настолько глубокомысленным доктором, что, лишь ощутив пульс человека, мог поставить диагноз и сказать, что не в порядке со здоровьем этого человека.

Когда белые люди заболевают и не остаётся никаких надежд на выздоровление, лишь тогда они начинают искать новые альтернативные средства лечения. Тогда они уже не думают, какого цвета кожа у доктора. Я видела в Англии много врачей-индийцев. В Америке также есть много врачей-индийцев, которые очень знамениты и чрезвычайно компетентны. Эти факты доказывают, что цвет кожи человека, будь то коричневый, чёрный или белый, не имеет значения для приобретаемых человеком знаний. Врачи на Западе не несут ответственности за своих пациентов по субботам и воскресеньям, как и в праздничные дни. Для них праздники – священные дни, которые они должны отмечать выпивкой, доводя себя до состояния опьянения. Но даже в этих случаях можно найти индийских врачей, преданных своей работе. Благодаря присущему традиционному состраданию индийские медики обладают исключительно совестливым характером, что касается их профессиональных обязанностей. Другие же врачи заботятся о материальной стороне своей жизни, потому что в их стране отсутствуют традиции сострадания.

Я почувствовала и поняла боль чернокожих людей, муки тех, кто прошёл через такой ужасный жизненный опыт, и всё только потому, что у них – черный цвет кожи. Такая дискриминация по цвету кожи повсеместно приняла такие масштабы, что непонятно, как люди, даже на индивидуальной основе, также стесняются своего цвета кожи и лица. Если кто-то оскорбляет другого человека или насмехается над ним только потому, что у того чёрный цвет кожи, - это большой грех против Бога Всемогущего. Ведь именно Бог сотворил такое разнообразие, и когда люди начинают пользоваться этим разнообразием, порождая неравенство и чувство превосходства одних людей над другими, они не ведают, что они совершают грех, который не может быть прощён Божественностью. Никто не в праве оскорблять кого-либо или смотреть на него свысока лишь из-за того, что тот имеет иной цвет кожи. В результате такого непрекращающегося агрессивного притеснения чернокожие люди стали чрезмерно вспыльчивыми. Эту вспыльчивость можно оправдать, но это не очень-то хорошая черта характера для обладания.

Например, индийцы не принимают близко к сердцу оскорбления на расовой почве, рассматривая это как часть игры, если человек является иммигрантом. Обыкновенно они образуют свои собственные группы и держатся подальше от белых, именуемых «горас». Если думать о будущем мира и о потомках человечества, то мы должны напрячь все силы, чтобы покончить с этой ненавистью между белыми и чёрными. Я не в курсе, что делается на уровне Организации Объединённых Наций, чтобы излечиться от этого зла. Следует понять, что самые серьёзные проблемы, с которыми сталкивается человечество, проистекают из той самой ненависти, которая порождается расовой дискриминацией. Может быть однажды фундаменталисты умиротворятся, и мы увидим свет мира и покоя в их сердцах. Однако, очень трудно изменить такой низкопробный и поверхностный ментальный подход к другим человеческим существам. Как только эти белые люди будут просветлены и благословлены светом Духа, они узнают, что все человеческие существа представляют собой творения Бога Всемогущего, и нет надобности ненавидеть кого-либо, ибо Бог суть Истина и Бог суть Любовь. Ненавидеть кого-нибудь – глубоко безнравственно. В Индии мы никогда не скажем другому человеку: «Я ненавижу тебя». Произнести такие слова означало бы отсутствие манер, а поведение человека, допустившего такое высказывание, было бы расценено как антиобщественное и даже аморальное. В западных же обществах не возражают против любого рода высказываний. Некоторые из высокопоставленных официальных лиц - послы, министры, президенты или премьер-министр - прибегают к весьма низкопробной лексике, не учитывая возникающие в связи с этим неблагоприятности. В повседневной жизни общества люди говорят друг другу: «Я ненавижу тебя, я ненавижу тебя». Сначала для моего простоватого индийского ума всё это представлялось ужасным. Ненависть из-за цвета кожи – это не только зло само по себе. Будучи также способной раздувать эго человека, ненависть может привести его к тяжкому преступлению.

Мне известно об одном генеральном секретаре ООН, которого представители некоторых развитых стран изводили оскорблениям, доведя до увольнения путём выдумывания хитроумных способов выискивания у него упущений в работе. Выдвинутые против него голословные обвинения были настолько несостоятельны, что любой человек мог разгадать злой сценарий, стоящий за всей интригой по снятию его с должности. Конечно же, он был очень добросердечным мусульманином. Он перевёл много священных древнеиндийских писаний на другие языки, что, безусловно, привлекло внимание всего мира к индийской мудрости. Хотя он был мусульманин, он почтительно относился ко всем великим литературным и религиозным книгам. Одно из предъявленных ему обвинений заключалось в том, что его жена совершила поездку в Бельгию на служебной машине. Но я узнала, что тогда скоропостижно скончался посол страны этого генерального секретаря, назначенный в Бельгию. И поэтому жене генерального секретаря пришлось спешно отправиться из Парижа в Брюссель. Поскольку в этот момент не было нужного авиарейса, а она должна была безо всякого промедления выехать, чтобы утешить свою подругу (вдову посла), она взяла служебный автотранспорт для этой непредвиденной поездки, известив, соответственно, офис. Мне неизвестно, чем мотивировалось возражение, но они снизошли до того, что заявили, что ей следовало бы взять такси.

Расизм принёс рабство во многие страны. Из Африки было перевезено и продано в рабство такое огромное количество людей. Это рабство сильно процветало столетие назад. Рассказывают, что Бермудский треугольник – очень опасный район для навигации морских судов и там затонуло несколько кораблей. Говорят, что, проплывая в этом районе на пути в Америку, множество рабов совершили самоубийство, и именно они своим замученным духом преследуют все корабли, проходящие через это жуткое место. Может быть это – легенда, но одно здесь верно: если любого человека подвергать чрезмерным мукам, то такие мучения сами по себе, в абстрактном плане, принимают весьма разрушительную форму, становясь повинными в зверствах, которых не бывает при нормальных обстоятельствах.

Например, мне пришлось иметь дело с некоторыми людьми в Европе, в частности – в Англии, которых можно считать «одержимыми». Эти люди были помешаны на острой индийской пище, которую даже мы сами не могли есть. В Америке мы обнаружили, что люди, которые занимались трансцендентной медитацией, тоже были, на удивление, большими любителями индийской пищи, имея обыкновение посещать индийские рестораны как минимум раз в неделю. В их лексиконе также фигурировали некоторые индийские слова. Это было просто поразительно. Я почувствовала, что те индийцы, которые были истреблены белыми в своих политических и экономических империях, должно быть теперь «овладели» этими белыми людьми, иначе трудно объяснить, откуда взялось такое пристрастие к очень острой и чересчур горячей индийской пище.

Как-то во время моего пребывания в Чикаго ко мне на аудиенцию пришёл глава движения «Харе Кришна». В тот день было очень холодно, и я удивилась, увидев, что он был одет лишь в очень тонкое дхоти (набедренная повязка индусов). Он был абсолютно выбрит, и лишь один «поросячий хвостик» волос торчал из его бритой головы. И в то время, как все дрожали от дикого холода, этот человек носил индийское дхоти, которое непригодно зимой даже в Индии. Он объяснил мне, что его гуру учил: если вы носите дхоти, то гораздо легче попасть на небеса, а также вы должны брить голову, чтобы ангелы, признав вас, взяли на небеса нирваны. Я сказала ему, что в нашей стране восемьдесят процентов людей живут в более жарких районах и носят дхоти. Мы носим дхоти с древних времён. Согласно теории Харе Кришна, все эти люди, должно быть, уже достигли своей нирваны!

Затем я перешла к вопросу о бритье головы, которое предпринимается во имя спасения. По этому поводу великий поэт Кабир высказался так: «Если, брея голову, вы достигаете состояния нирваны, то как насчёт барашка, которого бреют дважды в год?» Услышав мои замечания, лидер движения «Харе Кришна» очень рассердился на меня. Я спросила: «Почему ты сердишься на меня? Я твоя мать и прошу тебя не носить это дхоти в такую холодную погоду, потому что ты приобретёшь себе болезнь ног». Он ответил: «Я сержусь, потому что Вы критикуете моего Гуру». Я сказала: «Я не критикую его, а просто задаю тебе логический вопрос». Весьма удивительно здесь то, что их гуру рекомендует носить такую одежду, которая пригодна для жаркого климата Индии, но абсолютно непригодна для холодного климата в Америке. Этот джентльмен был очень разумным. Он внимательно прочитал Гиту и говорил об этой книге. Но я сказала ему, что в Гите нигде не написано, что вы должны носить дхоти или брить свою голову.

Очень удивительно, что эти западные люди вдруг полюбили индийские одежды. Это что, реакция расизма? Поколение идей реакции на расизм, которые проявляются в такой манере, что люди хотят делать нечто такое, что не делается нормальными белыми людьми? Или это симптом движений против культуры, которые время от времени возникают? Нетрудно заметить, что из-за присущей ненависти и недостатка мирного и спокойного существования люди на Западе испытывают сильное смятение. Они как бы сбиты с толку. Всякий хитрец может их одурачить. Любой антрепренёр в Милане или Париже может учредить какую угодно моду, которую воспринимают со слепой верой, меняя каждый год в угоду вновь предлагаемым фасонам.

Находясь в Англии, я сначала работала с семью хиппи, пытаясь заставить их понять, как добиться собственного восхождения. В течение четырёх лет я поистине боролась с ними. Как я убедилась, они из состояния сильного смятения развили нечто вроде культуры сильной агрессии. Все члены этой группы были белыми людьми, но ненависть к чёрным всё ещё сохранялась у них, хотя они восстали против системы, которая регулируется жёсткими западными нормами.

Например, в Англии, будучи на приёме у королевы, вы обязаны быть одетым во фрак. Королевский приём – это уникальная торжественная церемония, которая считается очень престижной. Люди хранят официальное приглашение королевы как дорогой памятный сувенир, чтобы его увидели их потомки. Я была поражена, узнав, что на таком приёме гости должны были носить фрак. Слава Богу, когда мы прибыли туда, нас пропустили на приём в наших национальных одеждах. Так как никто не в состоянии позволить себе пошить такой фрак за исключением очень богатых послов, большинство людей берут его напрокат в специальном магазине под названием «Братья Мосс». Каждый год здесь выдаются напрокат сотни таких фраков. Некоторые приходятся впору заказчику, другие обычно оказываются слишком тесны или чаще – слишком свободны по размеру. Люди, которые их носят, обыкновенно имеют старомодный и обеспокоенный вид. Знакомых мне ранее людей невозможно было узнать из-за изменившейся походки. Они фланировали либо очень скованной и смешной походкой, либо развязной походкой, как Чарли Чаплин, а некоторые заметно волновались, стараясь сберечь от износа свою одежду.

В действительности, этот фрак был выдуман одним портным, чтобы скрыть горб на спине у одного из королей, жившего где-то в XVI веке. Я не знала, как сдержать смех, когда увидела такой абсурд, принятый за правило даже в наши дни. Слава Богу, гостям других народностей было позволено придти в своих национальных одеяниях. Я получила настоящее удовольствие от вида одежды, в которой прибыли на королевский приём представители Конго, Эфиопии и других африканских стран, и которой я никогда ранее не видела. Эти национальные одежды внесли красивое разнообразие во устроенное мероприятие, причём все люди, которые в них пришли, чувствовали себя легко и непринуждённо, наслаждаясь музыкой. Те же, кто был в старомодной форменной одежде от «Братьев Мосс», вели себя очень застенчиво, и с ними невозможно было нормально поговорить. Возможно, они возомнили себя лордами древних времён, либо были в очень нервозном состоянии, что мешало им беседовать с дамами.