В отношении которых отсутствуют обязательные требования пожарной безопасности

Порядок согласования специальных технических условий для объектов,

Опубликование нормативных документов

Нормативные документы публикуются в порядке, определенным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или организацией.

Нормативные документы, согласованные главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или его заместителями публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на официальном сайте сети Интернет ФГБУ ВНИИПО МЧС России, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, нормативные документы, разработанные для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории двух и более субъектов Российской Федерации, заносятся в информационную базу нормативных документов по пожарной безопасности, а также могут быть опубликованы в журнале «Пожарная безопасность», если иное не предусмотрено законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нормативные документы, согласованные главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору или его заместителями, публикуются в информационной системе общего пользования, в электронно-цифровой форме на официальном сайте сети Интернет главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 20) определено, что для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС России).

Приказом МЧС России от 28 ноября 2011 г. № 710утвержден Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности (далее – Административный регламент).

Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур при предоставлении МЧС России государственной услуги по согласованию СТУ для объектов, в отношении которых отсутствуют обязательные требования пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности (далее - государственная услуга).

Заявителями на предоставление государственной услуги являются разработчик СТУ для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо) или организация-заказчик (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо) разработки СТУ (далее - Заявитель).

Информирование о порядке предоставления государственной услуги и составе нормативно-технических советов осуществляется:

посредством размещения на официальном сайте МЧС России (mchs.gov.ru) и официальных сайтах территориальных органов МЧС России в сети Интернет;

непосредственно в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, ответственных за предоставление государственной услуги (далее - ответственные подразделения МЧС России);

с использованием средств телефонной связи, а также при устном или письменном обращении в МЧС России, территориальные органы МЧС России;

через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www. gosuslugi.ru).

Предоставление государственной услуги в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» отнесено исключительно к компетенции МЧС России:

а) главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей согласовываются СТУ, разработанные для зданий (сооружений), на которые отсутствуют противопожарные нормы;

б) главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору или их заместителями согласовываются СТУ, разработанные на жилые здания высотой до 100 м, другие здания высотой до 75 м, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей;

в) главными государственными инспекторами специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по пожарному надзору или их заместителями согласовываются СТУ, разработанные на жилые здания высотой до 100 м, другие здания высотой до 75 м, расположенные на территории соответствующего закрытого административно-территориального образования, особо важной и режимной организации и содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей.

Результатами предоставления государственной услуги являются согласование СТУ или признание необходимости их доработки. Рассмотрение СТУ после их доработки производится в установленном Административным регламентом порядке для вновь разработанных СТУ.

Рассмотрение СТУ осуществляется в течение 30 календарных дней с момента их поступления в МЧС России или территориальный орган МЧС России.

По СТУ, требующим проработки отдельных вопросов с участием специалистов пожарно-технических научно-исследовательских заведений и пожарно-технических учебных заведений или перенаправления срок рассмотрения и подготовки заключения может быть продлен до 45 календарных дней, с обязательным уведомлением заявителя о продлении сроков рассмотрения СТУ с указанием причин продления сроков.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги (далее - Комплект документов):

- письменное обращение о необходимости согласования СТУ с указанием в нем возможности рассмотрения СТУ на нормативно-техническом совете в присутствии Заявителя или без такового;

- три экземпляра СТУ. В текст СТУ включаются:

а) подтверждение согласия организации-заказчика разработки СТУ принятых в СТУ решений по противопожарной защите;

б) указание в СТУ места расположения объекта защиты, для проектирования которого разработаны СТУ;

в) наличие в СТУ комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

- расчет пожарного риска (для СТУ, содержащих отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности), иные расчетные обоснования обеспечения безопасности людей (в случае, если подобные расчеты проводились).

Комплект документов, поступивший в МЧС России или его территориальный орган, подлежит обязательной регистрации.

Непредставление в полном объеме Комплекта документов, установленных настоящим Регламентом, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

В этом случае представленные документы возвращаются Заявителю в течение 10 календарных дней с письменным уведомлением о причине отказа в предоставлении государственной услуги.

Взимание платы за предоставление государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

СТУ рассматриваются в ответственных подразделениях МЧС России, а именно:

а) специальные технические условия, согласование которых предусмотрено главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей, рассматриваются в Департаменте надзорной деятельности МЧС России (далее - ДНД МЧС России);

б) специальные технические условия, согласование которых предусмотрено главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору или их заместителями, рассматриваются в управлении государственной надзорной деятельности Главного управления МЧС России по г. Москве (далее - УГНД ГУ МЧС России по г. Москве) или в управлениях надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - УНД ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);

в) специальные технические условия, согласование которых предусмотрено главными государственными инспекторами специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по пожарному надзору или их заместителями, рассматриваются в специальных и воинских подразделениях ФПС, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

Для рассмотрения СТУ в ответственных подразделениях МЧС России приказами создаются постоянно действующие нормативно-технические советы.

Нормативно-технический совет является коллегиальным совещательным органом и создается с целью подготовки заключений о возможности согласования СТУ или необходимости их доработки.

Периодичность проведения заседаний нормативно-технических советов устанавливается их председателями (заместителями председателей) и должна обеспечивать сроки оказания государственной услуги.

Председатель нормативно-технического совета и его заместители назначаются из числа руководителей ответственных подразделений МЧС России, имеющих должностную печать.

Состав членов нормативно-технических советов подлежит корректировке по мере необходимости, но не чаще одного раза в год.

В состав нормативно-технического совета включаются сотрудники органов надзора, специалисты в области организации пожаротушения, эксплуатации пожарной техники, а также инженерно-технические работники и иные специалисты органов государственной власти различного уровня, научно-исследовательских, проектных, общественных и других организаций.

Квалификационными требованиями к кандидатурам на включение в состав нормативно-технического совета являются наличие высшего образования и опыта работы в области пожарной безопасности не менее 5 лет.

По результатам рассмотрения СТУ нормативно-технический совет простым большинством голосов его членов принимает решение о возможности согласования СТУ или необходимости их доработки. Для принятия решения необходимо присутствие на заседании не менее 50% членов нормативно-технического совета. В случае присутствия менее 50% членов нормативно-технического совета заседание совета не проводится. При равенстве голосов членов нормативно-технического совета решающим является голос председателя. Решение нормативно-технического совета оформляется протоколом заседания, который подписывается председателем или лицом, председательствовавшим на заседании нормативно-технического совета, а также членами нормативно-технического совета.

Рассмотрение СТУ может производиться нормативно-техническим советом как в присутствии Заявителя, так и без такового.

Нормативно-технический совет при согласовании СТУ:

изучает СТУ, в том числе в части правильности выбора вариантов подтверждения обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты, приведенных в блок-схеме согласно приложению N 2 к настоящему Регламенту;

проверяет достоверность сведений в представленных документах. В случае проведения расчета пожарного риска на объект защиты проверяется только обоснованность применения исходных данных, используемых для проведения расчета пожарного риска;

при необходимости запрашивает представление дополнительных материалов в области пожарной безопасности, необходимых для решения вопроса об эффективности и достаточности комплекса изложенных в СТУ инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В случае, если запрашиваемые материалы находятся в распоряжении органов исполнительной власти всех уровней, указанные материалы запрашиваются ответственным подразделением МЧС России.

При этом запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

При рассмотрении СТУ анализируется:

пожарная опасность объекта защиты;

достаточность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре;

возможность спасения людей;

достаточность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;

возможность доступа подразделений пожарной охраны к очагу пожара и подачи средств пожаротушения с учетом расположения и технического оснащения подразделений пожарной охраны.

При анализе пожарной опасности объекта защиты и оценки эффективности противопожарных мероприятий могут использоваться расчетные сценарии развития пожара, распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей, методики оценки пожарного риска.

При выполнении возложенных на него задач нормативно-технический совет обязан:

обеспечить квалифицированное рассмотрение представленных документов и подготовку по ним объективных заключений;

обосновывать свое мнение при подготовке заключений по затронутым вопросам.

Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием СТУ; рассмотрение СТУ; принятие решения о согласовании СТУ или о необходимости их доработки.

Информация о ходе предоставлении государственной услуги должна быть доступна Заявителям.

Руководитель ответственного подразделения МЧС России организует документированный учет выполнения административных процедур в соответствии с документами по делопроизводству.

Административная процедура «Прием СТУ» осуществляется в связи с поступлением от Заявителя Комплекта документов.

Комплект документов может быть представлен Заявителем лично либо направлен по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо представлен через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).

Все предоставляемые документы составляются на русском языке либо имеют заверенный Заявителем перевод на русский язык.

Поступивший Комплект документов регистрируется в установленном порядке и передается руководителю ответственного подразделения для осуществления последующих административных процедур.

Административная процедура «Рассмотрение СТУ» осуществляется в связи с передачей Комплекта документов руководителю ответственного подразделения МЧС России.

В случае поступления Комплекта документов, рассмотрение которых не входит в компетенцию ответственного подразделения МЧС России, его руководитель в течение 5 календарных дней перенаправляет Комплект документов в соответствующее ответственное подразделение МЧС России, в соответствии с компетенцией, с обязательным уведомлением Заявителя о перенаправлении Комплекта документов и о сроках рассмотрения СТУ.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору или один из его заместителей может делегировать право согласования СТУ главному государственному инспектору соответствующего субъекта Российской Федерации по пожарному надзору или одному из его заместителей, главному государственному инспектору соответствующего специального или воинского подразделения ФПС по пожарному надзору или одному из его заместителей.

В случае поступления Комплекта документов, рассмотрение которых входит в компетенцию ответственного подразделения МЧС России, его руководитель назначает исполнителя из числа сотрудников ответственного подразделения МЧС России, ответственного за рассмотрение СТУ.

Окончанием осуществления административной процедуры является передача заключения нормативно-технического совета руководителю ответственного подразделения МЧС России.

Заключение нормативно-технического совета о согласовании СТУ должно содержать следующие сведения:

а) наименование нормативно-технического совета, выдавшего заключение;

б) номер протокола и дату проведения заседания нормативно-технического совета;

в) адрес места расположения объекта защиты, для проектирования которого разработаны СТУ;

г) краткий перечень основных мероприятий по противопожарной защите объекта защиты.

В случае необходимости доработки СТУ заключение нормативно-технического совета должно содержать следующие сведения:

а) наименование нормативно-технического совета, выдавшего заключение;

б) номер протокола и дату проведения заседания нормативно-технического совета;

в) адрес места расположения объекта защиты, для проектирования которого разработаны СТУ;

г) основание принятия решения о необходимости доработки СТУ. При этом в заключение нормативно-технического совета по результатам повторного рассмотрения СТУ не могут быть включены новые замечания, которые возможно было указать при предыдущем рассмотрении.

Административная процедура «Принятие решения о согласовании СТУ или о необходимости их доработки» осуществляется в связи с передачей заключения нормативно-технического совета руководителю ответственного подразделения МЧС России.

Руководитель ответственного подразделения МЧС России принимает решение о согласовании СТУ или о необходимости их доработки в соответствии с заключением нормативно-технического совета.

Окончанием административной процедуры является оформление и передача Заявителю результатов рассмотрения СТУ.

Согласование СТУ оформляется в виде письма. В случае, если согласование СТУ производилось на основании соответствующего заключения нормативно-технического совета о возможности согласования СТУ, к письму о согласовании СТУ прикладывается заключение нормативно-технического совета, которое подписывается председателем нормативно-технического совета либо лицом, председательствовавшим на заседании нормативно-технического совета, а также секретарем нормативно-технического совета.

В случае согласования СТУ Заявителю направляется два экземпляра СТУ, прошнурованные и заверенные штампом «Согласовано письмом (наименование ответственного подразделения МЧС России) от (указывается дата) № (указывается регистрационный номер письма)».

Подпись председателя или лица, председательствовавшего на заседании нормативно-технического совета, должна быть заверена его должностной печатью.

Письмо о согласовании СТУ вступает в силу после его регистрации в установенном порядке в соответствии с документами по делопроизводству.

Результаты согласования СТУ передаются Заявителю по почте или получаются им лично либо через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).

 

 

1.2. Техническое регулирование в области пожарной безопасности

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем принятия соответствующего технического регламента.

Современная нормативная правовая база в области пожарной безопасности формируется на основании Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Целью технического регулирования является разработка и принятие технических регламентов, устанавливающих обязательные требования, направленные исключительно на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

применения единых правил установления требований к продукции, или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

единой системы и правил аккредитации;

единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения устанавливает Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Технический регламент принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров и определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности.

Требования технического регламента об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

разработке технической документации на объекты защиты.

1. В отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и утилизации его составных частей, а также в области пожарной безопасности зданий, сооружений, строений, объектов организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации устанавливается законодательством Российской Федерации.

На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

 

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

 

Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом.

В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом установлены соответствующим Положением, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. №500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию».

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов в сфере технического регулирования и является государственным информационным ресурсом.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается на основе федерального фонда государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций постандартизации, национальных стандартов зарубежных стран в целях обеспечения соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, состоянию и развитию материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также обеспечения заинтересованных лиц информацией в сфере технического регулирования.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается и ведется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации), который взаимодействует при ведении указанного фонда с федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, общественными объединениями, международными и зарубежными организациями по техническому регулированию, стандартизации, метрологии и оценке соответствия.

Единая информационная система по техническому регулированию создается с целью обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также о нормативных документах по оценке соответствия и метрологии.

Единая информационная система по техническому регулированию является информационной системой общего пользования и включает в себя массивы документов в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме, справочно-поисковый аппарат и соответствующие информационные технологии, В нее также входит справочная служба, обеспечивающая выполнение положений Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной Торговой Организации, касающихся информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия.

Создание и функционирование единой информационной системы по техническому регулированию обеспечивается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, взаимодействующей при этом с федеральными органами исполнительной власти.

В состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов входят следующие документы:

а) технические регламенты, утвержденные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, утверждаемые Правительством Российской Федерации;

б) документы национальной системы стандартизации, в том числе национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также перечни национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, и нормативные документы по стандартизации, метрологии, аккредитации и подтверждению соответствия, принятые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и другими федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» (на период до их отмены);

в) международные (региональные) стандарты;

г) национальные стандарты иностранных государств;

д) информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения.

Указанные документы хранятся в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в подлинниках до истечения срока их депозитарного хранения, в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии организует:

а) комплектование Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов соответствующими документами;

б) централизованный учет (регистрацию) и хранение документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также их своевременную актуализацию;

в) депозитарное хранение в течение 10 лет отмененных (утративших силу) документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, подлежащих передаче на государственное архивное хранение;

г) обмен документами по стандартизации с международными (региональными) и национальными органами по стандартизации иностранных государств;

д) заключение договоров с международными (региональными) и национальными органами по стандартизации иностранных государств о предоставлении права на распространение международных (региональных) стандартов и национальных стандартов иностранных государств на территории Российской Федерации;

е) предоставление пользователям информации о документах Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, документов этого фонда и их копий (на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме).

В целях обеспечения выполнения указанных работ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии вправе заключать контракты (договоры) на отдельные виды работ со специализированными организациями, отвечающими соответствующим требованиям. Организационно-методические основы выполнения таких работ устанавливаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Федеральные органы исполнительной власти создают информационные фонды принимаемых документов в сфере технического регулирования, в том числе нормативных правовых актов, актов рекомендательного характера, стандартов отраслей (на период до их отмены) и других документов.

Порядок создания и ведения информационного фонда федерального органа исполнительной власти, а также пользования находящимися в нем документами устанавливается этим органом.

К документам Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, за исключением документов, содержащих государственную, служебную или коммерческую тайну, обеспечивается свободный доступ.

Создание и ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также за счет средств субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений и физических лиц, заинтересованных в получении соответствующей информации и документов, на основе договоров и в порядке устанавливаемом Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

 

Единая информационная система по техническому регулированию

Единая информационная система по техническому регулированию обеспечивает:

а) формирование информационных ресурсов, свободный доступ к ним, в том числе к документам Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и другим документам по техническому регулированию, за исключением случаев, когда доступ к этим ресурсам и документам ограничивается в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны;

б) опубликование в электронно-цифровой форме уведомлений о разработке проектов технических регламентов, национальных стандартов и о завершении их публичного обсуждения, проектов федеральных законов о технических регламентах, принятых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, и поправок к ним после окончания срока подачи этих поправок, проектов постановлений Правительства Российской Федерации о технических регламентах, заключений экспертных по техническому регулированию, уведомлений об утверждении национальных стандартов, а также национальных стандартов и перечней национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, программы разработки национальных стандартов;

в) выполнение положений Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, касающихся информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия;

г) предоставление следующих видов продукции и услуг:

информация о документах (об их наличии, сроках действия, внесенных изменениях, пересмотре, замене и отмене), разработчиках и утвердивших их органах;

документы и копии документов на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме;

информационная продукция и услуги, создаваемые на основе документов федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Федеральные органы исполнительной власти представляют свои информационные ресурсы информацию о них в единую информационную систему по техническому регулированию по формам, устанавливаемым Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии.

Базы и банки данных, входящие в состав единой информационной системы по техническому регулированию, регистрируются в установленном порядке в Государственном регистре баз данных.

Федеральным органам законодательной и исполнительной власти, а также судебным органам продукция и услуги предоставляются бесплатно, другим органам и лицам — за плату, размер которой устанавливается Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии с учетом положений договоров с международными (региональными) и зарубежными организациями по стандартизации о предоставлении прав на распространение документов по стандартизации.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением продукции и услуг федеральным органам законодательной и исполнительной власти, а также судебным органам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Плата за указанные продукцию и услуги, за исключением оплаты доставки, одинакова для отечественных и зарубежных потребителей.

 

Порядок создания и ведения Информационного фонда документов МЧС России в сфере технического регулирования

 

Информационный фонд документов МЧС России в сфере технического регулирования утвержден приказом МЧС России от 1 марта 2004 г. № 101 и представляет собой организационно упорядоченную совокупность разработанных (принятых, утвержденных) МЧС России технических регламентов и стандартов, нормативных документов по оценке соответствия и метрологии, в том числе нормативных правовых актов, актов рекомендательного характера, стандартов отраслей (на период до их отмены) и других документов, содержащих требования к объектам защиты в области пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, безопасной эксплуатации маломерных судов, проведения работ на подводных потенциально опасных объектах (далее - документы), за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или относимые в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа.

Ведение Информационного фонда документов МЧС России в сфере технического регулирования осуществляется ФГБУ ВНИИПО МЧС России.

В состав Информационного фонда документов МЧС России в сфере технического регулирования входят разработанные (принятые, утвержденные) МЧС России в целях технического регулирования:

а) технические регламенты, принятые федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации;

б) правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, указанных в подпункте «а», утверждаемые Правительством Российской Федерации;

в) национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты отраслей или организаций;

г) нормативные правовые акты и нормативные документы, содержащие требования к объектам защиты в области пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, безопасной эксплуатации маломерных судов, проведения работ на подводных потенциально опасных объектах, принятые (утвержденные) в установленном порядке до вступления в силу федерального закона «О техническом регулировании» (на период до их отмены);

д) нормативные правовые акты и нормативные документы, содержащие требования к объектам защиты в области пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, безопасной эксплуатации маломерных судов, проведения работ на подводных потенциально опасных объектах, принятые (утвержденные) в установленном порядке после вступления в силу федерального закона «О техническом регулировании»;

е) другие документы, принятые (утвержденные) в целях технического регулирования.

Указанные документы хранятся в Информационном фонде документов МЧС России в сфере технического регулирования в виде официальных публикаций (официальных изданий) или изданий (копий) и в электронно-цифровой форме.

ФГБУ ВНИИПО МЧС России организует:

а) комплектование Информационного фонда документов МЧС России в сфере технического регулирования соответствующими документами;

б) учет и хранение документов Информационного фонда документов МЧС России в сфере технического регулирования, а также их своевременную актуализацию;

в) разработку компьютерной информационно-справочной системы для организации хранения документов в электронно-цифровой форме и предоставления информационных услуг;

д) предоставление пользователям информации о документах, содержащихся в Информационном фонде документов МЧС России в сфере технического регулирования.

ФГБУ ВНИИПО МЧС России предоставляет следующие виды продукции и услуг:

а) информацию о документах (об их наличии, сроках действия, внесенных изменениях, пересмотре, замене и отмене), разработчиках и утвердивших их органах;

б) копии документов в электронно-цифровой форме;

в) копии документов на бумажном носителе;

г) информационную продукцию и услуги, создаваемые на основе документов Информационного фонда документов МЧС России всфере технического регулирования.

ФГБУ ВНИИПО МЧС России размещает Информационный фонд документов МЧС России в сфере технического регулирования во внутренней компьютерной сети МЧС России «ИНТЕРНЕТ» с ежеквартальным обновлением для использования структурными подразделениями МЧС России.

ФГБУ ВНИИПО МЧС России обеспечивает представление информационных ресурсов (информации о них) Информационного фонда документов МЧС России в сфере технического регулирования в единую информационную систему по техническому регулированию по формам, устанавливаемым Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии.

На каждый документ, помещенный в Информационный фонд документов МЧС России в сфере технического регулирования, заводится контрольная карточка с необходимыми реквизитами документа. Форма контрольной карточки и ее содержание определяется ФГБУ ВНИИПО МЧС России.

Передача документа в Информационный фонд документов МЧС России в сфере технического регулирования осуществляется структурным подразделением МЧС России, ответственным за разработку документа.

Структурное подразделение МЧС России, ответственное за разработку документа, содержащего к объектам защиты в области пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, безопасной эксплуатации маломерных судов, проведения работ на подводных потенциально опасных объектах, обязано в 20-дневный срок со дня их подписания (утверждения) обеспечить их передачу в Информационный фонд документов МЧС России в сфере технического регулирования.

Электронно-цифровая копия документа, передаваемого в Информационный фонд документов МЧС России в сфере технического регулирования, должна быть подготовлена с учетом действующих в МЧС России правил по делопроизводству и соответствовать оригиналу.

После передачи документа в Информационный фонд документов МЧС России в сфере технического регулирования представителю структурного подразделения МЧС России, осуществляющего передачу документа, выдается уведомление по установленной форме.

 

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов в области пожарной безопасности осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Объектами государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В отношении продукции государственный контроль (надзор) осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов.

На основании законодательства о техническом регулировании и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:

требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;

привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законода-тельством Российской Федерации;

принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в заинтересованные организации;

осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц органы государственного контроля (надзора) в течение месяца обязаны сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.