Россия и ближнее зарубежье

Экономическое сотрудничество с зарубежными странами .

2.2.1. Западное направление как источник новых технологий и инвестиций, сбыта традиционных товаров оказалось главным во внешнеполитической стратегии России. В 1994 г. был ликвидирован КОКОМ - организация, осуществлявшая контроль за торговлей военными и двойными технологиями в соцстраны, что оказалось также чрезвычайно выгодным для России.

В 1994 г. было принято решение о расширении семерки ведущих западных стран за счет России (при этом речь пока идет лишь об участии ее в выработке политических, но не экономических решений). Широкие возможности для равноправного экономического партнерства России с Западной Европой открыло соглашение о партнерстве, подписанное РФ с Европейским сообществом (ЕС) (июнь 1994 г., о. Корфу, Греция). Россия стала полноправным членом Международного Валютного Фонда (МВФ).

На Западную Европу приходится 73% нашей задолженности и 80% полученной извне помощи. Кроме того, сегодня 40% российской внешней торговли падает на ЕС - главного партнера по модернизации страны, в то время как доля Восточной Европы во внешнеэкономических связях РФ сократилась на 2/3, аобъем торговли со странами СНГ с 1991 по 1995 гг. уменьшился с 56 до 20%. Однако возможности получения от Запада новых экспортных или иных кредитов сводятся на нет крупной задолженностью России, приближающейся к 130 млрд. долларов, и жесткими, зачастую невыполнимыми условиями кредиторов.

2.3.2. Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай. Существуют перспективы для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). Хотя в целом восточное направление российской внешней политики остается пока второстепенным.

3.1. Стратегические приоритеты.

3.1.1. Объективная необходимость укрепления связей. Долгосрочным и неизменным элементом внешней политики РФ являются стратегические приоритеты. В первую очередь, в сферу стратегических интересов России входят независимые государства СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах. В странах СНГ Россия имеет освоенные рынки, где промышленная продукция и технический опыт РФ могут найти наибольший спрос и сбыт.

Кроме того, Россия ощущает потребность в максимально возможной синхронизации процессов реформ в РФ и странах ближнего зарубежья как предпосылки для возрождающейся интеграции.

3.1.2. Трудности на пути сотрудничества. В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР, создания границ. Главной проблемой оставался невыгодный характер экономического сотрудничества в условиях перехода на мировые цены торговли энергоносителями.

В 1992 г. начался вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении (что обошлось России в 600 млн. долларов и 700 млрд. рублей). В отношениях России со странами Прибалтики остается спорным вопрос о правах проживающего там русскоязычного населения.Кроме того, в 90-е гг. широкое распространение получила вынужденная миграция. Появились беженцы. В 1990-1991 гг. процесс реэмиграции русских стал повсеместным (исключение составляют Украина и Белоруссия). В отношениях с Украиной по-прежнему остается проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота, частично оговоренная в российско-украинском договоре от 31 мая 1997 г.

Ситуация в этой области усугублялась также тем, что первые годы независимой России приоритет во внешнеполитической доктрине отдавался странам Запада, а не ближнего зарубежья. Лишь с приходом в конце 1995 г. в МИД нового министра иностранных дел Е.В.Примакова наметились видимые изменения во внешнеполитических ориентирах. После выборов президента 1996 г. в составе российского правительства появилась должность министра по делам сотрудничества со странами СНГ, просуществовавшая до марта 1998 г.

3.1.3. Пути и формы интеграции. В долговременной перспективе с учетом российских стратегических интересов экономический союз этих стран оказывается более выгоден, чем сепаратизм. В начале 1993 г. был принят Устав СНГ (который подписали лишь 7 стран). Затем перед государствами СНГ встала задача этапного формирования рынка товаров, услуг, капитала, труда. С этой целью был заключен ряд соглашений (Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993), соглашение о формировании Межнационального экономического комитета стран СНГ (1994), Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах (29 марта 1996). В январе 1995 г. был заключен Таможенный союз между Россией и Белоруссией, к которому присоединился Казахстан. В марте 1996 г. был образован Межгосударственный совет четырех в составе: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, перед которыми встала задача принятия Согласованных принципов проведения реформ и структурной перестройки.

Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора о Содружестве суверенных республик России и Белоруссии (2 апрель 1996 г.), неоднозначно воспринятый общественностью обеих стран. 2 апреля 1997 г. был подписан договор о Союзе России и Белоруссии, после чего в обеих странах развернулась дискуссия по Уставу союза России и Беларуси. Очередным этапом на пути объединения двух государств стало подписание 8 декабря 1999г. в Москве Президентами двух республик договора о союзном образовании России и Белоруссии, в рамках которого в будущем должны появится союзный парламент, правительство, Суд, Высший Совет.

Как один из важнейших элементов укрепления национальной обороны и безопасности рассматривается в рамках СНГ расширение военной интеграции, подтвержденное Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. На его основе между Россией и Казахстаном достигнута договоренность о формировании единого оборонного пространства (1993) и создании объединенной группировки ВС РФ и Республики Казахстан (1995). Договоры о военном сотрудничестве Россия имеет также с Киргизией и Грузией. При этом Узбекистан отказался от подписания Договора о совместной охране внешних границ СНГ (май 1995). Точно также Туркменистан проводит политику дистанциирования от военного сотрудничества внутри СНГ, придерживаясь принципа позитивного нейтралитета и все более склоняясь в этой области к развитию военно-технических связей с США и их союзниками. То есть существует опасность вытеснения России из постсоветской Азии, в которой все больше проявляется исламский тип развития экономики.

На сегодня остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ, в том числе по проекту евроазиатского экономического союза. Многие заключенные соглашения и союзы нередко превращаются в чисто декоративные структуры. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы служат серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик.