Изменения в государственном аппарате и праве в период первой мировой войны (1914-1916 гг.)

План

Государство и право России в период первой мировой войны

Лекция 10.

(1914-1917 гг.).

 

1. Изменения в государственном аппарате и праве в период первой мировой войны (1914-1916 гг.)

2. Февральская буржуазно-демократическая революция. Двоевластие

3. Деятельность Временного правительства

 

Литература

 

1. Глушаченко, С.Б. Февральская революция 1917 г.: к вопросу исторической детерминации / С.Б. Глушаченко // История государства и права. – 2009. – № 6.

2. Деникин, А.И. Очерки русской смуты. В 2-х томах / А.И. Деникин. – М., 2002.

3. Малышева, О.Г. Думская монархия: рождение, становление, крах / О.Г. Малышева. – М., 2001.

4. Милюков, П.Н. История второй русской революции / П.Н. Милюков. – Мн., 2002.

5. Набоков, В. Временное правительство. (Воспоминания) / В. Набоков. – М., 1991.

6. Рогов, В.А. История государства и права России IX-начала XX веков / В.А. Рогов. – М., 1995.

7. Солженицын, А.И. размышления над Февральской революцией / А.И. Солженицын // Российская газета. –2007. – 27 февраля.

8. Становление российского парламентаризма начала XX в. – М., 1996.

 

 

19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Тройственного союза, в котором главную роль играла Германия, а союзниками были Австро-Венгрия и Италия.

За три дня до войны императором было утверждено Положение о полевом управлении войск в военное время.

Руководство всеми военными действиями согласно Положению возлагалось на Ставку Верховного Главнокомандующего, при которой действовал Штаб во главе с начальником. Но при этом сохранялся и Генеральный штаб. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.

Война вызвала изменения в системе судебных органов. В 1914 г. были внесены дополнения в Военно-судный устав, была утверждена новая редакция раздела «О суде в военное время», в котором указывалось, что в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, судебная власть принадлежит военно-окружным судам и Главному военному суду. При чрезвычайных обстоятельствах в указанных местностях учреждались военно-полевые суды.

50 губерний России были на время войны переведены на военное положение, а остальные – на чрезвычайное. С введением военного положения управление губернией сосредоточивалось (в соответствии с Положением о полевом управлении войск и особыми Правилами о местностях, объявленных на военном положении) в руках военного командования. Военные власти имели право регулировать въезд и выезд из губернии; осуществлять реквизиции; воспрещать вывоз средств, могущих потребоваться для военных действий, и принимать другие меры в целях охраны государственного порядка и успешного ведения войны.

Попыткой вмешательства государства в экономику страны в военное время было учреждение Особых совещаний, закон о которых был принят в августе 1915 г.

В соответствии с законом были созданы: Особое совещание по обороне государства, Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны, Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива и продовольственных и военных грузов и Особое совещание по устройству беженцев.

Особые совещания получили право осуществлять надзор за заводами, распределять государственные заказы и контролировать их выполнение, определять договорные связи предприятий, отстранять по своему усмотрению администрацию заводов от занимаемой должности, закрывать частные предприятия, подвергать их секвестру.

Создание Особых совещаний свидетельствовало о стремлении правящих кругов усилить государственное регулирование экономикой, но в то же время давало возможность в большей мере учесть интересы владельцев военно-промышленных предприятий.

Буржуазия стремилась для усиления своего влияния на политическую и экономическую жизнь страны использовать земства и органы городского самоуправления. В 1914 г. состоялись съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. Позднее в 1915 г. оба союза создали Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор). Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, заботой об инвалидах, производством медикаментов, а позднее стал участвовать в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния в политической жизни страны.

Усиление влияния буржуазии на принятие важных правительственных решений проявилось и в создании военно-промышленных комитетов, во главе которых стоял Центральный военно-промышленный комитет в Петрограде, в состав которого входили представители съездов промышленности и торговли.

Военно-промышленные комитеты должны были привлекать к своей деятельности научно-технические силы, представителей управлений железных дорог, союза земств и городов. Положение о них было принято в августе 1915 г. Оно указывало, что целью их создания является содействие правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Они занимались поставками и подрядами по заказам казны, организовывали по соглашению с военным и морским ведомством приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота. Военно-промышленные комитеты стали влиятельными организациями буржуазии, занимавшимися распределением военных заказов между промышленными предприятиями.

Но принятых мер оказалось недостаточно для мобилизации экономики в условиях войны. Сложившаяся ситуация требовала выработки новых решений и прежде всего мер, усиливавших вмешательство государства в экономику страны, усиления государственного регулирования экономикой.

Война вызвала необходимость внесения некоторых изменений в законодательство Российской империи.

Эти изменения прежде всего были связаны с усилением государственного регулирования экономикой. Широко использовались государственные заказы заводам оборонной промышленности, регламентировались поставки сырья и материалов, применялись реквизиции (возмездное изъятием материалов, необходимых для военных нужд) и принудительные выкупы предприятий в казну (секвестры).

Была предпринята попытка введения хлебной монополии, принудительной продажи хлеба и фуража по нормам, определенным по губерниям, запрещен вывоз за границу хлеба и некоторых других продуктов и предметов (например, металлов, руды).

Некоторые изменения претерпело и социальное законодательство. Так, в 1915 г. правительство выделило значительные суммы на оказание помощи беженцам, для членов семей лиц, призванных на военную службу с государственных предприятий, устанавливались денежные пособия, уплачиваемые в полном размере только в том случае, если на иждивении находились жена и более пяти детей.

Во время войны были введены сверхурочные работы, ликвидированы имевшиеся ранее ограничения использования детского и женского труда.

Были внесены изменения и в уголовное законодательство. В 1912 г. был утвержден новый закон об ответственности за шпионаж, значительно расширивший понятие шпионской деятельности, усиливший ответственность за нее. Во время войны были увеличены наказания за дезертирство, самовольную отлучку и уклонение от несения военной службы, за умышленное членовредительство с целью уклонения от военной службы.

Уголовная ответственность вводилась за сокрытие товаров и сырья, за промедление в исполнении договора или поручения правительства о заготовлении средств нападения или защиты от неприятеля и о поставке предметов довольствия для действующих армии и флота. Была усилена уголовная ответственность за взятки.