Система образования и воспитания

Значительные силы были направлены на подъем культурного уровня населения.

2.1. Ликвидация неграмотности.Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России,особенно в национальныхрайонах (так, среди таджиков неграмотность составляла - 99,5%, якутов - 99,3%, узбеков - 98,4%). Вопросы культурной жизни страны находились в ведении Государственной комиссии по просвещению и Наркомата просвещения во главе с А.В. Луначарским, которому на местах подчинялись отделы народного образования.

Декрет О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР от 26 декабря 1919г. обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учиться читать и писать. Была создана широкая сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. В июле 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а осенью 1923 г. было создано массовое добровольное общество "Долой неграмотность".

За первое десятилетие советской власти было обучено около 10 млн. взрослых, доля грамотных в населении, начиная со школьного возраста, выросла с 40% в 1917 г. до 51% в 1926 г. В то же время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19-м месте в Европе.

2.2. Реформирование системы народного образования. Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы, важнейшими принципами которой являлись

- связь обучения с производством,

- преемственность в воспитании и образовании,

- совместное обучение.

Первым шагом в этом направлении стал Декрет СНК Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Отменялось преподавание в школах закона божьего. Конституция РСФСР закрепила право на полное, всестороннее и бесплатное образование. Специальным постановлением Наркомпросса О школах национальных меньшинств устанавливались равные права всех нерусских школ в системе просвещения. На основе положения ВЦИК О единой трудовой школе(16 октября 1918 г.) создавалась двухступенчатая школа (I-я ступень - 5-летнее обучение; школы II-ой ступени создавались на базе 4-7 классов гимназий и коммерческих училищ). В конце 1920 г. появились отмененные было учебные планы и программы, включавшие обязательное изучение русского языка, физики, химии, математики и литературы. В 1925 г. был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения, рассчитанный на 10 лет.

При этом затраты на развитие образования были крайне недостаточны, средств выделялось меньше, чем в предреволюционный период.

2.3. Перестройка высшей школы. Цель реформ в высшей школе состояла в формировании новой рабоче-крестьянской интеллигенции. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР предоставил каждому человеку в возрасте от 16 лет (независимо от гражданства, пола, вероисповедания) право поступления в вузы без экзаменов. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все ученые степени и звания преподавательского состава. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству, поступление выходцев из других социальных слоев было ограничено.

В 1919 г. были созданы рабфаки - факультеты рабочей молодежи для подготовки к поступлению в вуз. В 1921 г. были приняты положения "О высших учебных заведениях РСФСР", ликвидировавшие автономию высшей школы. В соответствии с декретом о научном минимуме изменилось содержание преподаваемых дисциплин. В течение 1918-1921 гг. были упразднены юридические, историко-филологические факультеты. Вместо них создавались факультеты общественных наук (ФОНы). С 1921 г. в вузах вводилось обязательное изучение марксистских общественных дисциплин.

2.4. Отношение к классической культуре. Поскольку многие большевистские руководители высшего звена являлись выходцами из интеллигенции, они понимали необходимость сохранения русской художественной культуры, по крайней мере, ее части, на базе которой только и возможно было построить нечто новое. Этим задачам служила работа по охране художественных и исторических ценностей, музейных коллекций, театров.

Но в данной области имелись значительные противоречия. Страну охватила горячка обновительного разрушения буржуазной культуры. Многие памятники, бесполезные или вредные для пролетарской культуры, уничтожались, коллекции распылялись.