Реформа полиции и армии

 

Реформа полиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определили необходимость создания разветвленной и более централизованной системы полицейских органов.

В 1862 г. были изданы Временные правила об устройстве полиции, предусматривавшие создание единого уездного полицейского управления, возглавляемого исправником из местных дворян и объединявшего городничего и его канцелярию и земского исправника с судом. Уезды в полицейском отношении делились на станы во главе со становым приставом. В помощь ему несколько позже были введены должности полицейских урядников. В городах управы благочиния были заменены канцеляриями обер-полицмейстеров, полицмейстеров, градоначальников (в зависимости от ранга города), в подчинении которых находились городовые, участковые и околоточные надзиратели, частные приставы. Значительно возросли штаты полиции, углубилась специализация различных ее подразделений. Функции и права полиции были чрезвычайно широки и точно не определены законом. Они включали: охрану благочиния, общего спокойствия и порядка; борьбу с пожарами, наблюдение за трактирами и питейными заведениями, борьбу с нищенством; контроль за соблюдением паспортного режима; урегулирование отношений между рабочими и фабрикантами; надзор в административном порядке за ссыльными и политически неблагонадежными. В ведении полиции находились также уголовный розыск (сыск) и проведение дознания. Она должна была оказывать постоянное содействие политической полиции. Управление полицией находилось в руках департамента полиции министерства внутренних дел.

До 1880 г. руководство политической полицией находилось в руках Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии. В 1880 г. был создан департамент государственной полиции МВД, объединивший существовавший ранее департамент полиции исполнительной и III отделение. А в 1898 г. был создан Особый отдел департамента, руководивший политическим сыском. Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата. На департамент полиции возлагались обязанности по предупреждению и пресечению преступлений и по охране общественной безопасности и порядка по ведению дел о государственных преступлениях; по устройству полицейских учреждений и по наблюдению за их деятельностью.

В 1879 г. в МВД было образовано Главное тюремное управление. Тюремная система была реформирована. Ликвидированы существовавшие ранее исправительные и работные дома, долговые тюрьмы. Положение заключенных было несколько улучшено. В 1895 г. тюрьмы были переданы в Министерство юстиции.

Необходимость реорганизации армии, основанной на рекрутской повинности, резко ощущалась уже в период Крымской войны 1853-1856 гг. Одновременно с другими буржуазными реформами царизм вынужден был пойти и на реорганизацию армии. На первом этапе военной реформы (начиная с 1864 г.) срок службы рекрутов был сокращен до 15 лет, несколько улучшено техническое оснащение армии и т.п.

1 января 1874 г. был принят новый Устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности он вводил всесословную, всеобщую воинскую повинность для всего мужского населения. Призыв производился ежегодно по жребию (так как число подлежащих призыву превышало потребность в людях). Наибольшая часть призываемых причислялась к ополчению и участвовала только в учебных сборах. Ополчение созывалось по мере необходимости во время войны. Воинскую повинность несли мужчины с 21 года. Для пехотинцев срок службы устанавливался 6 лет, для моряков – 7 лет. Отслужившие указанный срок зачислялись в запас (9 лет – для лиц, служивших в пехоте, и 3 года – для лиц, проходивших службу на флоте). Таким образом, вооруженные силы России получили резерв личного состава, позволявший увеличить их численность в случае необходимости.

Офицерский корпус комплектовался лишь лицами, окончившими или военное, или юнкерское училище и, как правило, принадлежавшими к дворянскому сословию.

В результате военной реформы была упорядочена и пограничная служба. Были созданы новые пограничные округа, подчинявшиеся военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа. В системе органов политической полиции появились жандармские пограничные пункты. Военные округа были образованы и внутри страны. Должность командующего военным округом зачастую совмещалась с должностью генерал-губернатора.