Государственный строй сословно-представительной монархии

 

Сущностью сословно-представительной монархии как формы государственного правления является то, что монарх осуществляет свои властные функции, опираясь на органы сословного представительства. В Русском государстве такими органами были Боярская дума и Земский собор.

Боярская дума – высший государственный орган, состоявший из представителей боярской аристократии. Боярская дума до определенного момента являлась не совещательным органом при монархе, а разделяла с ним власть, то есть функции думы были неотделимы от прерогатив царя.

Будучи высшим органом управления, Боярская дума осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам. Переговоры с иностранными послами вела специальная комиссия из членов Думы.

По мере того, как цари стремились к укреплению собственной власти, они пытались ослабить значение боярской аристократии.

К концу XVII в. Боярская дума потеряла свое былое значение. В 90-е гг. она еще собиралась, но основные вопросы внешней и внутренней политики царь разрешал самостоятельно, закрепляя их в «именных указах». Состав Думы сократился практически вдвое.

Подобную же эволюцию прошел и еще один высший государственный орган сословно-представительной монархии – Земский собор.

Земские соборы – это периодически созываемые царями всероссийские совещания для обсуждения либо разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Соборы включали представителей поместного дворянства, посадских верхов и Боярскую Думу.

Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль городских буржуазных элементов в них была гораздо слабее в отличие от подобных западноевропейских органов. Представляя в основном слои господствующих верхов, Земские соборы зачастую в своих решениях поддерживали царей.

В годы Смуты имела место смена форм монархии, которая на несколько лет превратилась из наследственной в выборную. Функцию избрания царя на престол выполнял Земский собор, и это существенно укрепило его авторитет. Не случайно первая половина XVII в. явилась периодом расцвета сословно-представительной монархии.

В первые годы правления Михаила Романова царская власть особо нуждалась в опоре сословного представительства. На протяжении 1613-1622 гг. Земский собор заседал почти непрерывно, занимаясь важнейшими вопросами внешней и внутренней политики. Этот период в истории России Л.В. Черепнин назвал «феодальной монархией с Боярской думой и Земскими соборами».

Особое значение имеет собор 1648-1649 гг., когда при участии сословных представителей был издан правовой кодекс, определивший облик централизованной абсолютной монархии. Практически провозгласив неограниченную власть царя в Соборном уложении 1649 г., Земский собор подвел итог сословно-представительной монархии в России.

Таким образом, Земские соборы играли на протяжении XVI-XVII вв. роль органов сословного представительства, в определенные исторические периоды разделяя, а иногда беря на себя ответственность за различные управление государством. Отмирание Земских соборов было обусловлено социально-экономическими и политическими изменениями, произошедшими в стране со второй половине XVII в.

В период сословно-представительной монархии центральными органами отраслевого управления были приказы.

Приказы были организованы в основном по функциональному признаку и обладали определенной компетенцией. В их ведении сосредотачивались важнейшие государственные дела. Во второй половине XVI в. сеть приказов была уже довольно разветвленной, в связи с чем приказы можно разделить на несколько видов.

Ведущее место по численности по значению в системе центральных органов государственного управления занимали военные приказы: Разрядный, ведавший военной и административной службой; Поместный приказ, ведавший государственными землями, раздававшимися в поместья; Стрелецкий приказ ведал административными, военными и судебными делами стрельцов. К числу военных приказов относился также Пушкарский, Оружейный, Бронный и Рейтарский (ведали комплектованием, содержанием и снаряжением полков дворянской тяжелой кавалерии) приказы.

Особую группу составляли дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца. Казенный, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий приказы. Главным направлением их деятельности было управление делами царского дворцового хозяйства, хотя некоторые из них имели и более широкие полномочия. Так, Казенный приказ одновременно ведал дипломатическими сношениями, ямскими, поместными, холопьими и другими делами.

Также существовала группа приказов судебно-полицейского характера – Разбойный, Земский, Холопий.

В процессе централизации и роста территории государства создавались территориальные приказы – Казанский, Сибирский. Позднее появляются приказ Княжества Литовского и Лифляндских дел, Смоленский и Малороссийский приказы. Они являлись центральными государственными органами на соответствующей территории и ведали финансовыми и административно-судебными делами.

Особое место в системе приказов занимал Посольский приказ, к ведению которого относились внешние сношения Русского государства.

В связи с обострением социальных противоречий создается Приказ сыскных дел. Свидетельством возросшей власти царя к середине XVII в. явилось создание приказа Тайных дел, игравшего роль личной канцелярии царя, органа, позволяющего монарху в разрешении различных государственных вопросов обходиться без Боярской думы.

К концу XVII в. приказы представляли собой пеструю и нестройную систему учреждений с нечеткими функциями, несовершенным делопроизводством, волокитой и произволом. Отдельные отрасли управления были разделены между несколькими приказами. Все это тормозило осуществление задач государства, требовало новых форм организации центрального управления.

Местное управление.

Серьезные изменения в центральном правительственном аппарате, происходившие с середины XVI в., сопровождались, в свою очередь перестройкой на местах. Была проведена реформа местного управления, получившая название губной.

Органы губного управления создавались на основе губных грамот, выданных от имени великого князя (царя) населению различных уездов страны с развитым помещичьим землевладением. По этим грамотам сыск, ловля, казнь «лихих людей» в каждом округе (губе) возлагались на выборные губные органы.

Кроме губной, была проведена также земская реформа, в результате которой стали создаваться органы земского самоуправления (1555-1556 гг.). Земские органы создавались в уездах, волостях, на территории небольших слобод. На земские органы возлагалась борьба с мелкими уголовными преступлениями, главной же задачей земских учреждений было налогообложение местного населения : раскладка податей и сбор оброка, контроль за промыслами и торговлей. Таким образом, земские местные власти выполняли финансово-административные и судебные функции. В своей деятельности земские органы были ответственны перед царем, Боярской думой и приказами.

Все местные государственные учреждения, возникшие во второй половине XVI в., существовали без значительных изменений до начала XVIII в.

Наряду с губными и земскими учреждениями в уездах постепенно было введено воеводское управление. Сначала воевод посылали в пограничные уезды, где требовалось усилить военно-административную власть, а затем воеводы стали назначаться и во внутренние уезды. В первой половине XVII в. воеводское управление было введено повсеместно.