Формирование сословного строя

 

Период формирования, расцвета и отмирания института сословно-представительной монархии неразрывно связан с изменениями, происходившими в социальной структуре общества. Это обусловлено тем что в разные периоды своего существования сословно-представительная монархия опиралась на различную социальную базу: от боярства на раннем периоде становления, до торгово-ремесленных слоев при первых Романовых.

Середина XVI в. – это не только время окончательного оформления института сословно-представительной монархии, но и период существенных изменений в классе феодалов. В начале XVI в. этот класс был представлен несколькими группами. Первая – это боярство, которое к тому времени было достаточно пестрым. В его состав входили и придворные думные чины (окольничьи, думные дворяне, думные дьяки) и недумные чины (менее знатные и родовитые бояре). Другие группы феодалов, которые обычно назывались «служилыми людьми», включали в свой состав дворян и боярских детей. Основная масса «служилых людей» определялась так называемым «верстанием», т.е. записью в полковые списки и назначением на поместное и денежное жалование-оклад.

Ситуация коренным образом изменилась после введения опричнины, когда существенно ослабила политическая роль боярской аристократии и значительно изменился сам состав боярства. В ходе опричнины была подорвана экономическая основа старой боярской знати. Конфискованные земли раздавались служилым людям. Вместе с тем, опричнина сыграла большую роль в распространении поместной системы землевладения, что способствовало существенному увеличению численности дворян-помещиков.

В первой половине XVII в. ситуация в структуре класса феодалов несколько изменилась. Высшим сословием в стране по-прежнему было боярство, но оно все более утрачивало свою экономическую и политическую мощь и сближалось с дворянством.

Дворяне составляли верхний слой «государевых служилых людей по отечеству». Права поместных землевладельцев значительно расширяются. Они владеют поместьями с правом их наследования в случае продолжения несения службы детьми после своих родителей. Дворяне получаю право покупать вотчины или обменивать на них свои поместья. Особенно дворянство усиливает свои позиции в конце Смутного времени и становится в XVII в. опорой царской власти. Дворяне начинают наделяться землей на вотчинном праве, что свидетельствует об уравнении в правах боярской знати и поместного дворянства.

Одновременно с фактической консолидацией различных категорий феодалов в единое сословие практически исчезает возможность перехода в него лиц из низших сословий. Владение землей постепенно становится сословной привилегией и в конце XVII в. право монопольного владения землей получает четкое юридическое определение.

Крупнейшим землевладельцем в России по-прежнему остается церковь: ей принадлежит около трети всех обрабатываемых земель. По отношению к церковному землевладению царская власть проводила двойственную политику. Стоглавый собор 1551 г. отверг попытку секуляризации церковных земель, т.е. передачи их светской власти. Но была запрещена покупка земли монастырями без разрешения царя. При Иване Грозном часть церковных земель все же была конфискована. В 1580 г. было принято решение, запрещающее архиереям или монастырям покупать вотчины у служилых людей или каким-либо иным способом увеличивать свои владения.

С другой стороны, церковь продолжала владеть обширными землями и пользоваться рядом исключительных прав. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество и церковь стала автокефальной, т.е. самостоятельной, что усилило ее притязания на политическую власть в стране. В начале XVII в. патриархом становится отец царя Михаила Федоровича Филарет, а в середине этого же века – Никон, которые стремились установить верховенство духовной власти над светской под девизом «священство выше царства». Конфликт Никона с царем Алексеем Михайловичем закончился лишением сана и ссылкой патриарха. Тем не менее, церковь и духовенство продолжали занимать привилегированное положение в обществе.

Развитие поместной системы вело к резкому сокращению свободного крестьянства, усилению крепостной зависимости. Принятый в 1550 г. новый Судебник подтвердил и уточнил нормы крестьянского перехода, введенные Судебником 1497 г., и несколько увеличил «пожилое», которое крестьяне уплачивали феодалу при переходе. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. С конца XVI в. начали издавать указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5-15 лет).

В связи с тем, что класс феодалов на Руси все время увеличивался за счет дворянства, возрастала и доля частновладельческих крестьян. С принятием Соборного уложения в 1649 г. произошло юридическое оформление системы крепостного права, что было в интересах консолидирующегося класса феодалов.

Другой крупной категорией крестьянского населения было черносошное крестьянство. Оно проживало на окраинах страны, где преобладало государственное землевладение. Черносошные крестьяне несли тягло в пользу государства, а государственные черные земли можно было продавать, закладывать, передавать по наследству.

Рост товарного оборота и развитие ремесел способствовали в XVI в. увеличению численности и росту дифференциации торгово-ремесленного населения, среди которого господствующее положение занимала верхушка посада, однако ее правовое положение еще не было законодательно оформлено. Городская знать занималась сбором тягла с посадского населения, имела право участвовать в заседаниях Земских соборов, избирать земские избы. Крупнейшие купцы могли покупать земельные владения, получать звания думных дьяков и думных дворян.

В первой половине XVII в. складывается сословие посадского населения, среди которого выделялось купечество: гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные сотни. Ремесленное население делилось на «черное», несшее повинности в пользу государства, и «белое», освобожденное от такого рода повинностей и зависимое от частных землевладельцев. Основная часть городских дворов находилась на землях, принадлежавших светским феодалам, а также церкви и монастырям.

Положение гостей и торговых людей гостиной и суконной сотен было привилегированным: они освобождались от тягла и повинностей со двора, от постоялой повинности, от пени с огня и топки, от подводной повинности. На них же возлагались и определенные повинности, связанные с организацией торговли, сбором пошлин с тяглового населения. Основным податями тяглового населения посадов были: прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги, полоняночные деньги.

В городах также жили и служилые люди «по прибору» – стрельцы, казаки, пушкари и др. Стрельцы проживали в слободах со своими семьями и получали жалованье. Кроме военного дела стрельцы занимались ремеслом, торговлей, сельским хозяйством.

В связи с тем, что социальной опорой российского самодержавия при первых Романовых становится и торгово-ремесленное население, то Соборное уложение 1649 г. ликвидировало «белые» слободы, а их жители теперь обязаны были нести государственное тягло. Горожане получали монопольное право ведения торговли в городе, крестьяне же не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов в торговых рядах. Городское население было фактически прикреплено к посадам. Указ 1658 г. запрещал самовольные переходы из одного посада в другой.

Вместе с тем правительство пытается проводить политику покровительства русским купцам и ограничить конкуренцию иностранных купцов на российском рынке. Так, в 1623 г. прекратили допускать в Москву иностранных купцов без жалованных грамот, а в 1643 г. было запрещено продавать иностранцам землю. Указ 1649 г. отменял привилегии в торговле для английских купцов, а Торговый устав 1653 г. ввел повышенные торговые пошлины для иностранцев.

Таким образом, общественное устройство во второй половине XVII в. характеризуется заметными изменениями Сословное деление, характерное для феодального общества, приобретает более четко выраженную форму. Главной чертой общественного строя того времени является консолидация основных категорий населения в сословия.