Духовная сфера.

Политическая сфера.

1.3.1. Без отмены крепостного права оказалось невозможным укрепить и усовершенствовать государственную систему управления,кризис которой, после правления Николая I, стал очевидендля наиболее просвещенной и патриотически мыслящей части правящей элиты.

1.3.2. Кроме того, она понимала, что без реформ невозможно преодолеть отсталость страны, вернуть ей утраченные после Крымской катастрофы величие и международное влияние.

1.3.3. Активизировалась общественно-политическая жизнь в стране, сложились три общественных течения:

- консервативное, не предполагавшее серьезных преобразований;

- либеральное, предлагавшее освободить крестьян с землей;

- радикальное, призывавшее к революционной ликвидации существующего строя.

1.4.1. В обществе получили распространение идеи либерализма. Они стали воздействовать и на часть правящей элиты, которая все более осознавала безнравственность крепостничества, его пагубное воздействие на все сферы жизни русского общества.

1.4.2. Свое влияние оказывал иопыт передовых европейских стран, где эффективно, хотя и с издержками развивался капитализм, складывалось гражданское общество, утверждались свободы и права человека.

1.5. Внешнеполитическая сфера. Поражение в Крымской войне явилось катализатором отмены крепостного права, ускорившим этот процесс. В результате:

1.5.1. Выявилась отсталость России, была подорвана иллюзия о превосходстве российских порядков по сравнению со странами Запада.

1.5.2.Было ущемленонациональное сознание, общество и часть правящих кругов пробудились к поиску путей преодоления отсталости.

1.5.3. Возникла необходимость возвращения России статуса Великой державы, потерянного в результате поражения и выполнения условий Парижского мирного договора. Восстановить свое международное значение могла лишь обновленная Россия.

1.6. Личные качества Александра II. Образованность, широкий кругозор, англомания, доброе сердце, благожелательное отношение к людям, большая, чем у Николая I, готовность к реформам ради предотвращения революционных потрясений, позволили Александру II осознать необходимость коренных преобразований и приступить к ним. Однако в душе Освободителя боролись два начала: гуманное, привитое его наставником - поэтом В.А. Жуковским, и державно- милитаристское, унаследованное от отца. Их противостояние во многом предопределяло непоследовательность курса либеральных преобразований, начатых в 1861 г. Не всегда хватало императору и силы характера.

В советской историографии долгое время преобладал классовый подход, объясняющий подготовку и проведение реформы нарастанием крестьянских движений и складыванием т.н. первой революционной ситуации, которая и заставила верхи пойти на уступки. Сама же реформа рассматривалась как побочный результат революционной борьбы.