Профессиональная светская музыка.

МУЗЫКА

ТЕАТР

В первой половине XIX в. значительно возросло влияние театра на духовную жизнь российского общества.

8.1. Основные тенденции.В развитии театрального искусства в этот период проявились две основные тенденции:

- освобождение от европейского влияния, достаточно заметного в XVIII в., и укрепление национальных традиций;

- отход от традиций классицизма и сентиментализма и становление романтизма и реализма.

8.2. Профессиональный драматический театр.В театральномискусствеведущее место окончательно занял профессиональный театр.Рост интереса к театральному искусству и формирование широкой аудитории его поклонников способствовали возникновению новых театров. Именно в это время были основаны два знаменитых драматических театра: Малый в Москве (1824 г.) и Александринский в Петербурге (1832 г.).

8.3.2.В постановках Малого театра, который А.И. Герцен назвал высшей инстанцией для решения жизненных вопросов, в этот период органично сочетались два направления., крупнейшим мастером романтизма был П.С.Мочалов, прославивший себя игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Основоположником реализма стал великий русский актер М.С.Щепкин, начавший свою артистическую деятельность в домашнем крепостном театре, вольную получил уже будучи известным актером. О Щепкине А.И.Герцен писал: Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре.

8.2.3.На сцене Александринского театрареалистические традиции развивал замечательный актер А.Е.Мартынов. До завершения перестройки Большого Петровского театра в 1836 г. на сцене Александринского театра шли также оперы, водевили и балетные постановки.

8.3. Репертуар.Развитию русского театра в значительной степени способствовали успехи отечественной драматургии. Ведущее место в репертуаре драматических театров занимали произведения на патриотическую тематику, рекомендуемые дирекцией императорских театров (пьесы Н.В.Кукольника и Н.А.Полевого). В то же время большой популярностью пользовались постановки по произведениям Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, способствовавшие утверждению в театральном искусстве реалистических традиций.

Музыкальное искусство развивалось в этот период в русле общих культурных процессов.

9.1. Основные направления.В XIX в. продолжали развиваться традиционные музыкальные направления (профессиональная светская, духовная и народная музыка), ведущее место среди которых заняла светская профессиональная музыка, опиравшаяся на многовековые традиции народного песенного творчества.

9.2.1.Дальнейшее развитие получила сформировавшаяся на исходе XVIII в. национальная композиторская школа, все больше освобождавшаяся от влияния немецкой, итальянской, французской школ.

-Композиторы А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев создали замечательные произведения камерногожанра. С их именами связано рождение русского городского романса.

- М.И.Глинка заложилосновы двух важных направлений отечественной оперной классики:народной музыкальной драмы (Жизнь за царя) и сказочно-эпического жанра (Руслан и Людмила). Ему принадлежит также Патриотическая песня, ставшая государственным гимном России после распада СССР.