БЫТ и НРАВЫ

МУЗЫКА

ТЕАТР

Скульптура.

7.5.1. Основные особенности.Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью триумфальных арок, садово-парковых комплексов. Неразвитость отечественных традиций в этой области художественного творчества обусловила значительное влияние западноевропейского искусства. Большую роль в процессе становления принципов скульптурного искусства этого периода сыграли путешествия русских мастеров за рубеж; покупка работ венецианских мастеров конца XVII-начала XVIII в. и античных подлинников для Летнего сада, а также работа иностранных мастеров в России (А.Шлютер, Н.Пино).

7.5.2. Художественные (стилевые) направления.Как и в других видах изобразительного искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовало барокко. Крупнейшим мастером барокко был К.Б. Растрелли, которого иногда называют основоположником русской светской скульптуры (бюсты Петра I и Меншикова, портрет в рост Анны Ивановны с арапчонком).

Театральное искусство стало, с одной стороны, достоянием широких масс, общедоступной сферой духовной деятельности людей; с другой стороны - еще одним символом приобщения дворянства к западноевропейскому образу жизни.

8.1. На протяжении первой половины XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать в России профессиональный театр.

8.1.1.Петр I придавал большое значение театральному искусству как средству воздействия на общественное сознание. В 1702 г. по его распоряжению был создан Публичный общедоступный театр, для которого на Красной площади было построено специальное здание - Комедиальная храмина. Труппа состояла из немецких актеров, возглавлял ее И.Х. Кунст. Он же должен был подготовить русских артистов. 1706 г. театр, не пользовавшийся успехом у зрителей, прекратил свое существование, но его актеры продолжали выступать.

8.1.2.В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы, но преобладание в их репертуаре иностранных пьес обусловило отсутствие к ним широкого интереса.

8.1.3.Первый русский драматический профессиональный театр возник в 1750 г. в Ярославле по инициативе купца Ф.Г.Волкова. В 1752 г. по распоряжению Елизаветы Петровны театр переехал в Петербург, а в 1756 г. указом императрицы был преобразован в Российский театр для представления трагедий и комедий (с 1832 г. - Александринский). Первым директором театра стал П.А. Сумароков.

8.1.4.В первой половине XVIII в. закладывались и основы русской школы классического балетного танца.В 1738 г. для подготовки танцоров придворной балетной труппы в Петербурге была основана балетная школа Ж.Б. Ланде, а в 1741 г. указом императрицы Елизаветы Петровны была учреждена русская балетная труппа.

8.2.Дальнейшее развитие получил школьный театр,продолживший установившиеся в XVII в. традиции школьных постановок Киевской духовной академии и Славяно-греко-латинской академии. В первой четверти XVIII в. возникает школьный театр при хирургической школе доктора Бидлоо, в 40-х годах - при Шляхетском кадетском корпусе. Вскоре школьные представления стали организовывать и при провинциальных духовных школах-семинариях: в Ростове, Новгороде, Твери, Астрахани, Иркутске и Тобольске, где митрополит Филофей Лещинский сзывал зрителей на представление звоном соборных колоколов.

8.3.Широкое распространение получил крепостной театр:крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные. Наибольшую известность приобрел возникший еще в XVII в. театр Шереметевых.

В первой половине XVIII в. в области отечественного музыкального искусства существенных изменений не произошло. Продолжали развиваться традиционные музыкальные направления: народная музыка, богослужебное и светское пение.

Наибольшее развитие получила народная музыка. Наряду с традиционными обрядовыми и бытовыми песнями широкое распространение получили разбойничьи, бурлацкие, рекрутские песни.

Профессиональная светская музыка находилась под влиянием итальянской композиторской школы.

XVIII в. характеризуется ломкой средневекового образа жизни, правил поведения, усилением западноевропейского влияния на быт русского дворянства.

10.1.Наиболее заметные изменения произошли в период петровских преобразований. Петр I осознавал единство образа жизни, обычаев, быта и форм социальной активности, поэтому он начал свои преобразования с исправления нравов. Стремясь выкорчевать сонный нрав московской старины, Петр I приказал брить лицо (раньше брадобритие считалось признаком западной ереси - латинства). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие горожане, стремившиеся сохранить подобие лика Христова, должны были платить специальный налог. Повсеместно вводилась более европейская одежда. С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи (балы-собрания).

Разрабатывались специальные правила поведения в обществе, наибольшей популярностью пользовалось изданное в 1717 г. для юношества наставление Юности честное зерцало.

10.2.В середине XVIII в. быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которым стало принимать форму низкопоклонства перед Западом.

10.3. Результаты.Внешние проявления произошедших в XVIII в. преобразований в области быта и нравов были значительнее, чем их внутреннее содержание. Тем не менее, было бы ошибкой сводить их только к внешним, декоративным изменениям, игнорируя их существенное влияние на духовное развитие социальной верхушки общества. Очевидно, что социальных низов данные изменения коснулись в меньшей степени, быт и нравы крепостных крестьян практически не изменились. Таким образом, петровские преобразования в области быта способствовали углублению социального и культурного (социокультурного) раскола общества.

10.4.Некоторые нововведения Петра I оказали влияние на дальнейшую жизнь всего русского общества, многие сохранились до настоящего времени: Петр I разрешил запрещенное Соборным Уложением 1649 г. курение; начиная с 1 января 1700 г. в России стали праздновать Новый год и устраивать елки; тогда же Россия перешла на принятое в большинстве стран Европы летосчисление от Рождества Христова; привычными стали проводимые в петровское время общественные праздники с фейерверками и массовыми гуляниями.