ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

ЛИТЕРАТУРА И

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

3.1.В XVII веке, как и ранее, шел процесс накопления знаний. Особенно быстро накапливались знания, связанные с решением конкретных задач при организации производства, строительстве, в торговле: умели измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п. Большие успехи были достигнуты в строительном деле, в области медицины, математики.

3.2.XVII век - эпоха великих русских географических открытий. Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, подробные описания. В 1648 г., за 80 лет до Витуса Беринга, экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Ерофей Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения (его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович). Андрей Булыгин обследовал побережье Охотского моря, а сибирский казак Владимир Атласов - Камчатку и Курильские острова.

3.3.Русские путешественники и послы не только собирали сведения о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России научных знаний других народов. В середине столетия русский церковный деятель, дипломат и писатель Арсений Суханов привез в Россию по поручению патриарха Никона более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, истории, риторике.

3.4.Появляются первые опыты теоретического осмыслениянакопленных в процессе практической деятельности знаний. Составленный в 1621 г. Анисимом Михайловым Устав ратных, пушечных и других дел заключает в себе сведения по математике, механике, физике и химии. Устав формулирует понятия и взгляды являющиеся переходными к более сложным научным понятиям XVIII в.

3.5.Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.

4.1.Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, тесной связью с общественно-политической мыслью.

4.2.Изживает себя традиция летописей. В 30-е годы XVII в. было создано последнее летописное сочинение - Новый летописец, в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени и доказывались права династии Романовых на царский престол.

4.3.Жанржитияприобретает элементыавтобиографического жанра. Первым в русской литературе таким произведением стало Житие протопопа Аввакума, им самим написанное.

4.4.Новые черты приобретает историческая повесть. Утрачиваются церковные элементы, героями становятся обычные люди, описываются реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.). Многие произведения рассказывают о событиях смутного времени: Сказание Авраамия Палицына, Новая повесть о преславном Российском государстве и др.

4.5.Появляются новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.

4.5.1.Родоначальником русской драматургии и поэзии считают белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке - О Навуходоносоре царе и Притча о блудном сыне. С его же именем связано и распространение в русской литературе силлабического стихосложения. Полоцкий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежат два стихотворных сборника Вертоград многоцветный и Рифмологион, воспевающих Российское государство и его правителей.

4.5.2.В первой половине XVII в. широкое распространение получает демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, использование простого народного языка). Сатирические повести отражали настроения широких народных масс. Знаменитые Повесть о Ерше Ершовиче и Повесть о Шемякином суде обличают социальную несправедливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей. Объектом критики стала даже церковь, авторитет которой был весьма высок (Сказание о куре и лисице).

4.5.3.К демократической сатире близкабытовая повесть, отражающая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, те изменения, которые происходили в их быте, мировоззрении. Повесть о Савве Грудцыне, Повесть о Горе-Злосчастии воспроизводят купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей.

4.5.4.В XVII в. был составлен первый русский библиографический труд Оглавление книг, кто их сложил, автором которого считают С.Медведева.

4.5.5.Монах К.Истомин написал книгу энциклопедического содержания Полис.

4.6.Дальнейшее развитие получила публицистика,отражающая развитие общественно-политической мысли.

4.6.1.Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремятся обосновать законность власти Михаила Романова.

4.6.2.Под влиянием бурных социальных процесов смутного времени зарождается оппозиционная публицистика. Хорват по происхождению Юрий Крижанич в своем основном сочинении Думы политичны, написанном во время тобольской ссылки, исходя из идеи общего блага и экономической целесообразности, проповедует социальный мир и смягчение угнетения. Сходные идеи высказывает в своих сочинениях и С. Полоцкий, видевший цель самодержавного правления в установлении равноправного суда монарха над всеми подданными.

4.7.Все большую популярность приобретаетпереводная литература,проникавшая в Россию в основном из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока. Поучительные повести и рассказы издавались в сборниках Великое зерцало и Римские деяния. Переводились также рыцарские романы, бытовые новеллы, авантюрно-приключенческие повести, юмористические рассказы и анекдоты, которые часто приобретали новые черты под влиянием русского фольклора. Наибольшую популярность получили Повесть о Бове королевиче (устная сказка, в основе которой лежит французский рыцарский роман), Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде (переведена с польского), Повесть о Еруслане Лазаревиче (попала в Россию с Востока через казачью среду) и многие другие.

4.8.В устном народном творчествепо-прежнему преобладала героическая тематика - события смуты и борьбы с интервентами.Большое распространение получили исторические песни о разбойниках (Разбойничий дуван) и о Степане Разине (Смерть Разина). Особым направлением фольклора стало бытование в устной традиции пересказов отечественных и переводных литературных произведений.